Если быстро проследить путь жвачки от 1980-х к 1990-м — то, когда она появилась в избытке, ею пользовались абсолютно все — вплоть до правительственных функционеров большого уровня. Потом тихонько, со временем, народ стал приходить в себя.
И сегодня уже собственно жевание, чавканье-надувание в присутственных местах «мыльных» пузырей считается уделом сугубо маргинальных слоев населения. И приличный человек в общественном месте жевать-чавкать, разумеется, не будет ни в коем случае.
Но вернемся к социализму.
Откуда был этот невообразимый жвачечный ажиотаж? Да конечно же — пришел он с хоккейных полей, коими бредили все советские люди от мала до велика! Ведь именно там, с экрана, — «кленовые» канадцы и черно-белые «штатники» жевали все поголовно. И наши пацаны тоже так хотели! Но увы…
Получить вожделенное лакомство могли только дети привилегированного класса — дипломатов, выездных артистов, спортивных чиновников. Привозивших из загранки жвачку вместе с фирменными штанами, батниками, невиданной хрустяще-блестящей обувью etc.
И вот она оказывалась в школе… Сразу же став спекулятивной валютой.
Цены были разные — от 50 коп. до рубля за пластинку в зависимости от фирмы-производителя.
Но самое интересное — то, что продавалась даже жеваная уже жвачка. Незадорого, бесспорно. Иногда и просто так — с барского плеча. Жевать б/у не считалось уж очень зазорным. Это все равно что надеть на танцы рубаху и джинсы, выпрошенные «чисто на вечер» у товарища.
Ведь в натуре-то у совковых детей совершенно ничего не было из хипповых прибамбасов. Все приходилось доставать, выменивать, выпрашивать-выклянчивать. В том числе у родаков, категорически не согласных с твоим яростным желанием быть на кого-то похожим из-за бугра: артиста-музыканта-хоккеиста. Предки сами-то перекантовывались от аванса до зарплаты — им было не до иностранных сантиментов.
Вообще, процесс чрезвычайного унижения наступал с момента передачи сыну отцом-дипломатом этого атрибута господства над остальными — жвачки ли, виниловой импортной пластинки группы ABBA (неведомой простым людям), не дай бог джинсов. Всё! Ты заделывался божеством, сверхчеловеком. Вот так вот — раз! — и амба. Ты в одночасье супермен, властитель умов, ты на коне. Прожил жизнь не зря...
С этого момента началось ментальное расслоение на быдло, совков — и причастных. Тех, кто может достать, раздобыть и, главное, — иметь эти атрибуты всесильного диктата над «рабами».
Ты разом становился не то чтобы умнее — ты становился на следующую ступень дантового мироздания. Бросив «низших» и нищих там, за бортом — трудящихся с утра до ночи, мечтающих об элементарном: раз в год купить новые брюки «Большевичка»; выцепить электробритву «Олимп», пусть в комиссионке; за квартал скопить на стереорадиолу… Чтобы внимать на ней любимому Муслику Магомаеву. Очень популярному, кто ж против.
Но популярному оттого лишь, что ничего иного несчастный советский валенок послушать «из магазина» не имел возможности.
И как вы думаете, дорогие друзья? Почему рухнул СССР и устоял на своих исконных традициях, скажем, коммунистический Китай? Ответ, мне кажется, очевиден…
А теперь поговорим о святом… Об анекдотах. В итоге сваливших «глиняного» навуходоносоровского колосса — СССР.
В сущности, любя и уважая эту тему, могу с уверенностью сказать, что анекдоты сегодня потеряли собственно утилитарное значение: громить несправедливость, проклятых зарвавшихся буржуинов. Превратившись в тривиальную в кавычках «петросянщину» — термин, метящий все сырое, несваренное, неострое-размытое, непроросше-недообразованное, недо-пере… но хватит.
Получается, что намного смешнее и острее непосредственно самих анекдотов становится наша с вами повседневная жизнь, дорогие друзья.
Так, помните, как на виду у всех была украдена из Третьяковки картина Куинджи «Ай-Петри. Крым». Это ли не анекдот?! Это ли не связь времен с приснопамятными рязановскими «Стариками-разбойниками», «Берегись автомобиля», гайдаевско-захаровскими «12 стульями»?!
Это действительно смешно. Подобно упомянутым фильмам.
Но вот по-настоящему смешных анекдотов, увы, нету.
Ну… если не учитывать легких КВНовских скетчей — без перца, соли и горчицы. Возникает ощущение неловкости с точки зрения литературно-актерского мастерства: «Вы ведь артисты, ребята, хохмачи! — хочется крикнуть. — Почему же все так тускло, глупо и неинтересно?»
Анекдоты последние годы как-то скисли, скуксились. Что даже эсэсэсэровский «Кабачок «13 стульев» кажется… ну очень веселым. Да-да, вы не ослышались — в натуре умора эти пани Моника с паном Директором! Притом что сыграно сверхпрофессионально и оригинально.
Согласен, в СССР можно было улететь на нары за анекдот. Но поверьте, не за один и не за два. И как правило, «неблагонадежного» вели долгое время, чтобы выяснить точно, кто-где, с кем, во сколько и т.д., нарабатывая оперативную инфу «в стол».
Там, в толстых гэбэшных папках, уже накапывалась подоплека: «идеологически»-диссидентская статья. За которую полег сонм народу: сгнили за решеткой, кувыркнулись с ума в психушке, потеряли здоровье в лагерях.
И счастливые эпизоды типа солженицыновского «заграничного» избавления — довольно-таки единичные. Касающиеся людей известных. Чтоб не было международного шуму — с ними обходились помягче: сиречь «мягко» выталкивали в загранку. Некоторых даже не особо и трогали, если «антисоветскую» палку не перегибали. Кому-то повезло меньше (Синявский–Даниэль).
Хотя репрессивная машина в СССР была жесточайшая. Огромное количество народу пало жертвами безвестными, тихими, кладбищенски безномерными. За анекдотики-джинсики, долларики, музычку-джазик… За свободу волеизъявления, в конце концов.
Вы скажете, а как же «Воскресение», «Земляне», «Динамик», мультиинструменталист Голощекин, саксофонист Козлов, балет Эйфмана, рок-опера «Юнона» и «Авось»?
Да, повторюсь, успевшие пристроиться-приклеиться к условным государственным «Москонцертам» жили неплохо. Плохо жили не пристроившиеся. Элементарно «залетевшие», сиречь попавшиеся. Поскольку главным советским шиком — принципом жизни — было не попасться!
У всех на слуху сидевший музыкант Новиков. Иванушка из «Морозко» — Эдуард Изотов. Георгий Жженов (15 лет отсидки). Зоя Федорова — 9 лет. Знаменитый певец С.Захаров, музыкант А.Романов («Воскресение»). Спартак Мишулин, сверхпопулярный певец В.Козин. Многие-многие другие, менее известные и вообще никому не известные. Их — тысячи.
Просто за давностью растаявших совковых зим, а также благодаря пришедшей от «безрыбья» моде на превозношения СССР о социалистических «ужасах» не принято разглагольствовать. А смысл?..
Несравненно легче превознести до небес серпасто-молоткастое возведение БАМа, Днепрогэса, Магнитки. Проще восхвалить достижения в космосе и «великой советской» оборонке. Чем признаться, что страна с головой погрязла во всевластном «стариковском» вранье. Беспринципном замалчивании всего и вся. Бесконечных «плановых» приписках, приписках, приписках…
Ну прикиньте сами…
Больше всего было анекдотов про грузин.
А случайно не помните, что творилось тогда в Грузии?..
А творилось следующее. И не зря анекдоты юморно выставляли грузин непомерными транжирами, обязательно с кучей денег, обязательно ищущих красивых телок в престижных ресторанах. Народ врать не будет. Тем более в былинном жанре.
Короче говоря, в советской республике Грузии — задолго до развала СССР — был построен… коммунизм. Да-да, именно.
Именно коммунизм — за счет невиданной тогда в других республиках колоссальной узаконенной коррупции: снизу доверху. Посему не зря изрекалось, дескать, «в Вятке свои порядки»: в Грузии — свои законы. Законы гор. Своя жизнь. Частные правила.
Именно из Грузии в Россию зашла мощная марксистско-ленинская философская школа теневой экономики. Затем, что естественно, вдогон подтянулась преступность. Крышующая ту самую «незримую» экономику, то самое подполье — пробитое дно жизни. С его первыми тоннами наличной «капусты». В окружении густо галдящей неспокойной братвы в паленых «адидасах» и кепках-«аэродромах». С трудом вмещающихся в навороченные фиатовские «копейки» и ВАЗовские «шестеры» с портретами Сталина на передке.
Оттуда, из эпохи безраздельного шеварднадзевского господства идет сильное влияние грузинских и вообще кавказских «блатных» авторитетов в уголовно-криминальном мире России 90-х.
Анекдоты же о проворных бандюганах, сдергивающих шапки с прохожих или зажимающих бедных студенток в лифте, вызывают лишь печальную ностальгию про «пацанское братство» ножа и топора из фильма «Бригада». Кажущегося детским мультиком по сравнению с биллионами-триллионов-миллиардов, иногда всплывающих по ТВ в скромных тещиных квартирах. У начальников больших отделов по непримиримой борьбе с... самими собой.