По данным Рособрнадзора, по ряду предметов снизился средний тестовый балл: это профильная математика, история, обществознание, английский и информатика. Подрос он только в химии и литературе. Наивысший средний балл отмечен по русскому языку – 68,43 балла. Самый низкий – по биологии: 50,87 балла. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев резюмировал, что «у нас идет изменение содержания КИМ (экзаменационных заданий. — Авт.) в связи с переходом на новые стандарты, но мы их плавно меняем, чтобы это не было шоком для учителей и выпускников».
Музаев также сообщил, что в связи со СВО и появлением четырех новых территорий кампания по ЕГЭ была скорректирована. «Новые русские» получили право выбора, ведь в двух субъектах, Запорожской и Херсонской областях детей учили «не по нашим стандартам». Такое же право выбора предоставили выпускникам на приграничных территориях. При этом нашлось немало желающих сдавать ЕГЭ даже там. «Они понимают, что возможностей у тех, кто сдает ЕГЭ, больше», – отметил глава ведомства.
В этом году с ЕГЭ было изгнано 969 нарушителей (из них 327 – за пользование мобильниками, 390 – за шпаргалки). Выявлять нарушителей помогает нейросеть, хотя окончательное решение об удалении выпускника принимает человек после просмотра метки нейросети (когда она замечает шпаргалку или телефон). Кроме того, продолжается вестись анализ почерков. В этом году было выявлено восемь работ, почерк в которых отличается от почерка в бланках итогового сочинения, они будут изучаться.
Глава Рособрнадзора уточнил, что «с 2013 года единый госэкзамен сильно видоизменился, все конструктивные замечания было устранены». А по поводу идеи отмены Единого госэкзамена, которая периодически озвучивается в обществе, добавил: «Конечно, мы не хотим стресса, но дело в том, что, даже если придет новая форма экзамена, она тоже будет вызывать у всех нарекания». «Все ведущие страны, у которые высокий уровень образования (и дружественные, и недружественные) действуют именно в таком формате, – добавил он. – При этом мы не копируем экзамены, у нас свой подход. Например, ни в одной стране мира нет апелляции. А в Китае, например, нет резервных дней, не смог прийти – приходи через год».
А директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова заверила, что в течение последних лет при составлении заданий они уходят «от проверки памяти, заученных фактов, топиков, дат и т.д. к наращиванию деятельностной составляющей». То есть в КИМ предусматривается уход от шаблонов в ответах.
Решетникова, в частности, отметила, что обществознание – самый многочисленный и самый разнородный по участникам предмет, так как в нем содержатся и основы права, и экономики, и философии, и другие области, которые востребованы самыми разными вузами. Стобалльников по этому предмету немногим больше, чем в прошлом году, а более 42% ребят набрали баллы от 60 до 100, что дает им возможность претендовать на поступление на желаемую специальность. Она добавила, что «выпускники этого года лучше ориентируются в правах и свободах человека и гражданина».
Что касается истории (где сократилось количество высокобалльников), то, по словам Решетниковой, в модель экзаменационной работы были внесены некоторые изменения. Например, включены задания базового уровня сложности с кратким ответом на проверку знаний фактов Великой Отечественной войны и высокого уровня сложности – на проверку умения сравнивать события и процессы разных эпох. «Время выполнения работы увеличилось с 180 до 210 минут; ЕГЭ в большей степени нацелен на проверку знаний военных побед нашей страны и ВОВ». Отмечено, что трудности вызвали новые задания на работу с изображениями, посвященными ВОВ, – выпускники справились хуже, чем прогнозировалось. В этой связи учителям будут даны рекомендации.
Глава Рособрнадзора, кстати, не видит опасности в возможном распространении в будущем сдачи отдельными недобросовестными учениками экзаменов с помощью ИИ (искусственного интеллекта): ну, сдаст выпускник с его помощью экзамены, а потом придет к работодателю, и на этом все для него закончится. «Мы работаем в направлении, чтобы у ребят было осознание, для чего им нужны знания».
А заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский рассказал о забавном случае в ППЭ за рубежом – в школе при посольстве России в Эфиопии: «Коллеги зашли накануне проверить техническую готовность приема экзамена и обнаружили в кабинете стайку обезьян, которые с большим интересом изучали принтеры и прочую технику. Коллеги шутили между собой, что обезьяны пришли искать КИМы, чтобы помогать двоечникам списать».