МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В Госдуме решили увеличить учителям зарплату: кому и на сколько повысят

Чтобы это сделать, надо переписать законы

Группа депутатов Госдумы под руководством Ярослава Нилова разработала очередной проект закона о повышении уровня оплаты труда учителей. Мол, учительские заработки — это инвестиции в будущие поколения. Поэтому надо уравнять их размер по всей стране и сделать никак не меньше двух с половиной МРОТ. Сообщается, что проект изменений в Федеральный закон «Об образовании» отправлен на рассмотрение правительства.

Фото: АГН «Москва»

Учительские деньги — как дураки и дороги, или местоположение кота Шредингера — символ безнадеги и квантовой неопределенности. О том, что педагогам в РФ надо дать достойную оплату труда, непрерывно говорят не одно десятилетие.

С одной стороны, существуют майские указы образца аж 2012 года, декларирующие уровень оплаты труда бюджетникам не ниже средней зарплаты по региону. С другой, есть реальные зарплаты учителей, которые «в среднем по больнице» составляют около 45 тысяч рублей — такие данные приводит Нилов в пояснительной записке. Но если в Якутии или в Москве это 60-80 и даже 100 тысяч, то на Северном Кавказе — 25. А если почитать учительские паблики, легко узнать, что в подавляющем большинстве и в центральной России учителя получают на руки 20 тысяч и менее, реже 30 тысяч рублей. Массово работают по 1,5-2 ставки, занимаются репетиторством. Шьют, моют подъезды, держат огород — иначе не выжить. «У меня зарплата такая же как у нашего сторожа, 8 тысяч рублей», — делится учитель-МС (младший специалист) из Орловской области. Даже в Минпросвещения год назад признали, что 76% учителей по стране имеют базовую зарплату ниже МРОТ...

«Педагог является ключевой фигурой в формировании будущего общества», — постулируют авторы законопроекта. И добавляют, что «во многих странах» профессия учителя престижная и высокооплачиваемая. 

Злосчастные «два МРОТ» уже вносили на обсуждение в ГД не один раз. В последний — в 2021 году. Тогда в Госдуму внесли даже два законопроекта: об утверждении базовой ставки учителей (при минимальной нагрузке 18 часов оплата не менее, чем 70% от средней ЗП по региону). И вдобавок пресловутый «два МРОТ» в качестве твердой оплаты учителю. Оба не приняли. В профильных комитетах отклонили потому, что «затея нереализуема» из-за отсутствия единой системы расчета оплаты для учителей. Действительно, от региона к региону или муниципалитету в школах разная тарификация, выплаты стимулирующих, премиальных и проч. А в правительстве зарубили «два МРОТ» из-за того, что «для реализации законопроекта потребуются дополнительные бюджетные ассигнования».

И вот теперь предлагают «2,5 МРОТ», то бишь 40 тысяч рублей, с «копейками» (размер МРОТ сейчас 16 242 рубля). Красивые и правильные слова о «восстановлении престижа и востребованности профессии учителя» — и опять отсутствие механизма реализации закона и связующей нормативной базы.

В 2022 году, в преддверии Года педагога и наставника, председатель комитета по науке, образованию и культуре СФ Лилия Гумерова рассказывала, что в регионах базовая ставка не опускается ниже прожиточного минимума потому, что «учителя работают по 1,5–2 ставки». А система северных, например, коэффициентов провоцирует разницу в зарплатах от региона к региону в несколько раз. В шести субъектах РФ стартует эксперимент по внедрению единой системы оплаты труда учителей в школах. И — молчок, больше о «пилоте» ничего не слышно.

- Я на себе почувствовала, как «повышают» учителям зарплату, — рассказывает учитель математики в московской школе Нина Викторова.  — Когда в очередной раз году в 2017 было какое-то распоряжение поднять учителям, я и правда получила на 15 или 20 тысяч больше... один раз. А потом взяли и ровно на эту разницу нам сняли стимулирующие. А затем премию квартальную не дали. Как-то хитро пересчитали все так, что по итогам года я получила столько же, сколько и раньше. Все остальные повышения, если были, я не заметила.

Как-то традиционно сложилось, что учителям много чего обещают, но «выхлоп» потом невелик. Разве что убрали из основного закона понятие «образовательная услуга». Но что касается бюджета, перемен нет. Ввели доплаты за классное руководство — на практике они не обязательны. Директора хотят платят их, или нет... Или анонсированные «5 тысяч за «Разговоры о важном» на местах легко превращаются в 1,5 тысячи, 500 рублей или ничто: «Оплата за ведение классного часа в тарифной сетке не предусмотрена».

Поэтому очередное «повышение» учителя даже не обсуждают. Заканчиваются ОГЭ-ЕГЭ, на повестке дня «каникулы»: школьные лагеря с сопровождением, отчеты, новые единые программы и курсы повышения квалификации. И за это никаких доплат сверх, дополнительная нагрузка входит в довесок к голой ставке. Учитель в России с одним МРОТ не помрет, Ушинский ему в помощь.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах