Артистка балета Большого театра на условиях анонимности показала нам письмо (оно имеется в распоряжении редакции) и пожаловалась на проблемы, возникшие в театре перед теми артистами, которые собирается уходить на пенсию.
- Проблемы у нас возникли в связи с пенсионной реформой. Как вы знаете, была проведена несколько лет назад в стране пенсионная реформа и так получилось, что из-за того что пенсионный возраст повысился на 5 лет, у артистов балета сроки получения пенсии сдвинулись. И теперь оказалось, что люди, которые выходят на пенсию, никаких денег вообще не получают. Мы начинаем получать пенсию только через 5 лет, после того как уходим из театра.
- А в чем загвоздка?
- Загвоздка в том, что приняли пенсионную реформу, которая состоит в том, что пенсионный возраст увеличивается, поднимается на 5 лет. У нас система осталась прежней: артисты балета выходят на пенсию через 20 лет. Это не изменено. А пенсия теперь начисляется только через 5 лет после того как мы уходим. То есть нужно либо изменить для балетных артистов срок выхода на пенсию: сделать, например, как в Гранд Опера - в 43 года. Потому что у нас уходят, как правило, в 38 лет, а не в 43. Либо, то что мы сформулировали в пункте 4 нашего письма: то есть начать пенсионные выплаты сразу по факту выхода на пенсию. Законодательно для артистов балета установлено, что мы имеет право получать пенсию, после того, как отработали 20 лет стажа.
- Но у вас ещё существует контрактная система…
- Да, ещё существует. Контракты заключаются с каждым артистом, причем, у кого-то на год, у кого-то на два, у кого-то на 3 года, или 5 лет. И по истечении срока контракта, с тобой просто новый могут не заключить… И это абсолютно законно. То есть тебя даже никто не увольняет. Просто контракт не продлевают и всё… Все на контрактной системе: педагоги, ведущие артисты со званиями: заслуженные, народные. Все абсолютно! Просто контракты у всех разные. И сейчас никто не работает на постоянном трудовом договоре, как было раньше в советское время. Тогда было сложно кого-то уволить, пока человек сам не уйдёт. Сейчас такого нет. Соответственно, если с человеком не продлевают контракт, ему надо всё равно в каком-нибудь другом театре доработать эти 20 лет, чтобы ему в принципе эту пенсию оформили. Но из-за принятия пенсионной реформы эти выплаты всё равно не начнутся. Они начнутся только через 5 лет.
- Откуда же возникли эти 5 лет, если у вас система пенсий связана с 20-летним стажем работы?
- Это как раз никем не устраненный косяк, который сейчас обнаружился. Для обычных людей, если ты работаешь, например, на каком-то предприятии, раньше ты выходила в 55 лет. Теперь в связи с реформой ты выходишь в 60, а мужчины, вообще, в 65. То есть тебе ещё 5 лет надо работать. У тебя автоматически пенсионный возраст повышается. Но в балетном театре всё не так. Ты, условно говоря, в силу возраста исполнять сложные партии, танцевать как раньше, уже не можешь. И руководство не будет тебя ещё 5 лет держать. Хотя могут, потому что контрактная система. Тебе могут предложить еще 5 лет. Но руководству нужны молодые! Для них нужно освобождать места, ставки. Они берут молодых из училища и ими обновляют труппу. А этот старый закон который раньше был, 20 лет и на пенсию, он так и остался. Просто не хотят продлевать контракты. С единицами какими-то они могут это делать.
- А в каком возрасте вы сейчас должны получать пенсию? Возраст у вас как-то прописан?
- Как такового пенсионного возраста нет. У нас трудовой стаж – 20 лет. 20 лет отработал – всё, можешь идти на пенсию. А солисты могут идти на пенсию через 15 лет. На 5 лет раньше. Но если они хотят они могут ещё работать.
- После реформы прошло уже несколько лет. Почему отправили письмо только сейчас?
- Тогда нам говорили, что этот вопрос будет решен, но когда и кем не уточнялось. Сказали, что надо подождать. Потому что тогда еще был «ковид» и личных встреч не было. Все на некоторое время успокоились и поверили. И вот ждем уже три года. Люди начинают уходить на пенсию и по факту никаких выплат у них нет вообще!
- А к руководству театра с этим вопросом вы обращались?
К руководству обращались неоднократно. Оно молчит. Решения на сегодняшний день никакого нет. Они говорят, что нужно создавать союз всех театров России и от всех театров России писать такое письмо. Причем сами этим не занимаются и говорят нам артистам, что создавать должны мы. Да мы и изначально понимали, что руководство не будет подписывать это письмо. Мы довели до его сведения, а нам сказали, что «подписывать не будем». По факту они знают про письмо. То есть с ними встречались, письмо показывали. Его отправлять нам никто не запрещает, но и сами в нем как бы не участвуют.
- А что профсоюз этим не занимается?
- Профсоюз этим как раз занимается, но очень осторожно. Тоже боятся.
- Чего?
- Они все действующие работники и боятся, что их уволят. Это письмо отправили люди, которые никак не связаны с балетом впрямую, и им соответственно не прилетит обратно. Хотя не понятно, чего боятся профсоюзы: ведь нам надо обратить внимание на существующую проблему. Просто все привыкли, что любая инициатива наказуема. Хотя эта проблема рано или поздно должна была всплыть, и её всё равно надо устранять. Чем раньше, тем лучше. Тем более что сейчас уже люди с этим начали сталкиваться. То есть уже сейчас артисты уходят и у них нет никакой поддержки. Без денег сидят!
- Поэтому и вы не хотите называть себя?
- Да, потому что потом у меня тоже могут быть проблемы.
- Но письмо то вы подписываете?
- Письмо все подписывают. Просто все бояться первые начать. А тем более вы говорите, давайте укажем вашу фамилию. Конечно нет! Мне сказали друзья, не вздумай указывать своё имя. Потому что примешь удар на себя и у тебя будут проблемы на долгие годы. Мне в театре еще много лет работать. И вообще изначально артисты тоже боялись подписываться, ссылаясь на 152 статью. Есть такая статья, которая позволяют не указывать персональные данные. Но потом решили, что скрывать не будем. В письме есть все подписи, но тоже прошу их не разглашать. Само письмо и адрес для обратной связи подписал человек не из театра. И ответ придет (если придёт) ему. Мы хотим привлечь внимание к этой проблеме…
- А большая пенсия у вас?
- Ну вот в Москве получают пенсию не менее 24 тысяч рублей. И мне моя подруга, которая ушла на пенсию в прошлом году это подтвердила. Но она работающий пенсионер, потому что, ещё преподает, работает с детьми и т.д. Так что, если ты работающий пенсионер, у тебя пенсия 13 тыс. рублей.
- А другие театры тоже подписывают это письмо?
- Мы решили отправлять только от Большого театра. Насколько мне известно, кроме Большого театра этим никто не занимается, потому что все боятся санкций, и боятся, что им прилетит. Хотя нам говорят: чего вы боитесь непонятно? По нашей информации таких людей действительно много – в процентном соотношении их более половины. Сюда входят не только артисты балета. Проблемы коснулись вообще все танцевальные коллективы, некоторые категории спортсменов, артистов цирка и некоторые другие категории (например, врачи). То есть те, кто заканчивает работать раньше обычного пенсионного возраста. Более 50%! Это огромный процент! Хотя, как я знаю, например, у футболистов вообще беда. Они вообще получают пенсию как все остальные - по достижению пенсионного возраста. А среди них не все миллионеры, как это многие думают. Эту проблему все равно рано или поздно надо будет решать.