Незадолго до своего исчезновения летом 1983 года Эмануэла Орланди отправилась на Пьяцца дель Каталоне, небольшую площадь сразу за стенами Ватикана, чтобы встретиться с друзьями.
Как пишет The Observer, в тот душный июнь, всего через несколько недель после того, как "Рома" завоевала титул чемпиона Серии А, в городе все еще царила атмосфера вечеринок. На фотографии, сделанной в то время, Орланди, которой тогда было 15 лет, надета повязка на голову в желто-красных цветах футбольной команды, которую сшила ее мать. Это была одна из последних фотографий девочки-подростка, сделанных перед тем, как она бесследно исчезла 22 июня 1983 года, и этот снимок стал определяющим в кампании ее старшего брата Пьетро Орланди по неустанному поиску истины.
“Эмануэла всегда была здесь с друзьями, - рассказал он в интервью The Observer на Пьяцца дель Каталоне. – Они все еще праздновали; это была последняя фотография, на которой она улыбается”.
Исчезновение Эмануэлы, которую семья не видела с тех пор, как она покинула свой дом в Ватикане, где ее отец был мирянином в папском доме, ради урока игры на флейте в Риме, потрясло Италию на протяжении четырех десятилетий.
Но только в январе этого года могущественный и непостижимый Святой Престол начал собственное расследование вместе со своим сторонником правосудия Алессандро Дидди, пообещав не оставить камня на камне от тайны, которая породила множество теорий, некоторые из них диковинные, но без конкретных фактов. Прокуратура Рима начала сотрудничать с Ватиканом в расследовании в этом месяце.
“За 40 лет между ними никогда не было сотрудничества, - сказал Орланди, который недавно вызвал споры после того, как намекнул, что глубоко почитаемый Папа Римский Иоанн Павел II мог быть причастен к исчезновению его младшей сестры. – Еще несколько лет назад Ватикан заявлял, что ему ничего не известно, что она исчезла в Италии, и поэтому это необходимо расследовать там. С другой стороны, мне сказали, что в Риме много документов. Все эти годы Ватикан хранил молчание – возможно, это означает, что у кого-то там есть доказательства того, что произошло”.
Расследование Ватикана началось через несколько месяцев после того, как сериал Netflix "Ватиканская девушка" вновь привлек внимание мировой общественности к делу Эмануэлы. В сериале рассматривались теории, которые появлялись на протяжении многих лет, первая из которых заключалась в том, что она была похищена бандой с целью шантажа Ватикана с целью освобождения Мехмета Али Агджи, который был заключен в тюрьму в 1981 году после попытки покушения на Иоанна Павла II. Ее исчезновение также было связано с волной финансовых скандалов в банке Ватикана, предполагаемой секс-группировкой, которой руководит полиция Ватикана, и мафией.
Другая теория заключалась в том, что Эмануэлу увезли в Лондон, где она много лет жила в молодежном общежитии, принадлежащем католической конгрегации, а ее расходы финансировал Ватикан. Согласно этой гипотезе, она умерла в Лондоне, после чего ее тело было перевезено обратно в Рим и похоронено в Ватикане. В 2019 году две гробницы в Ватикане были вскрыты после того, как появилась информация о том, что там, возможно, была похоронена Эмануэла. Никаких человеческих останков, однако, обнаружено не было, пишет The Observer.
Но новое и самое поразительное заявление в сериале Netflix поступило от подруги детства Эмануэлы, которая сказала, что девочка призналась ей в том, что к ней приставал “кто-то близкий” к Иоанну Павлу II.
“Она сказала, что разговор произошел за несколько дней до исчезновения Эмануэлы и что [предполагаемый инцидент] произошел в садах Ватикана”, - сказал Орланди. То, что Эмануэла могла стать жертвой педофилии, вероятно, является наиболее правдоподобной теорией, добавил он. “Когда вы знаете, что в такой среде они делают определенные вещи, может быть, она была поставлена в такую ситуацию?”
Решимость Орланди докопаться до истины вызвала раздражение Ватикана. В апреле во время допроса в прокуратуре Ватикана он поделился аудиозаписью, содержащей предполагаемый разговор между журналистом и боссом римской преступной организации, подозреваемой в причастности к исчезновению Эмануэлы. На записи криминальный авторитет намекал, что покойный Иоанн Павел II, чье настоящее имя было Кароль Юзеф Войтыла, якобы выходил ночью со старшими священнослужителями на поиски девочек-подростков.
Часть аудиозаписи впоследствии была показана в итальянской телепрограмме во время интервью с Орланди, в котором он добавил: “Они говорят мне, что Войтыла иногда выходил вечером с двумя польскими монсеньорами, и это, конечно, было не для того, чтобы благословлять дома”.
Папа Римский Франциск осудил “оскорбительные и необоснованные инсинуации” во время своего воскресного богослужения, в то время как ежедневная газета Ватикана L'Osservatore Romano назвала “анонимные, постыдные обвинения” “безумием”.
Орланди утверждает, что Ватикан воспользовался этим спором, чтобы дискредитировать его. “Я всегда говорил, что верю, что Иоанн Павел что-то знал, - сказал он. – Но это был человек на аудиозаписи, который использовал оскорбительные слова в его адрес. Я также назвал имена двух монсеньоров, которые были близки к Иоанну Павлу. Все знали, что иногда они вместе выходили куда-нибудь по ночам. Я просто добавил, что их [прогулки] были не по религиозным соображениям”.
Он также задавался вопросом, знал ли папа Франциск что-нибудь о судьбе его сестры, когда вскоре после своего избрания в 2013 году понтифик сказал ему, что Эмануэла “на небесах”.
“Он сказал мне эти слова, я не знаю почему, - сказал Орланди. - Для [Йозефа] Ратцингера [его предшественника, папы римского Бенедикта XVI] Эмануэла была табу. Поэтому тот факт, что Франциск использовал ее имя, навел меня на мысль, что он хочет сотрудничать со мной, но с тех пор он больше никогда не хотел встречаться”.
Орланди, у которой есть еще три сестры, описал привилегированное детство в стенах Ватикана, где они наслаждались садами и чувствовали себя так, словно находятся в “самом безопасном месте в мире”.
На его стремление к истине частично влияет чувство вины. В тот день, когда она исчезла, Эмануэла попросила его подвезти ее на урок игры на флейте. “В Риме было так жарко, и я не хотел ехать, - говорит он. - Она немного рассердилась и ушла. Я все еще задаюсь вопросом, случилось бы это, если бы я взял ее с собой”.
Время покажет, даст ли расследование ответы, которые ему нужны. “Все эти годы мы не знали, жива Эмануэла или мертва, - говорит брат пропавшей девочки. – Я буду продолжать свою битву до самого конца”.