По данным ВОЗ, от ХНИЗ в мире ежегодно умирает 41 млн человек, из которых более 15 миллионов умирают в возрасте от 30 до 69 лет. Совокупный ущерб, который ХНИЗ наносят экономике России ежегодно, оценивается в 2,7 трлн рублей.
Главный терапевт России, профессор, академик РАН, глаза Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) Оксана Драпкина подчеркивает, что большинство этих смертей преждевременны: в мире давно установлены все факторы риска развития таких заболеваний. И если какие-то риски относятся к категории немодифицируемых (вроде возраста, пола или генетики), то их абсолютное большинство — модифицируемы. То есть, их можно преодолеть путем внимательного отношения к своему здоровью (контролировать артериальное давление, не пропускать прием назначенных врачом лекарств, вовремя обследоваться) и приверженности здоровому образу жизни (отказаться от вредных привычек, соблюдать режим дня, правильно питаться, уделять время физической активности, высыпаться и пр.).
Профессор Драпкина напоминает, что есть четыре группы главных ХНИЗ-убийц: сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет и заболевания лёгких (в основном хроническая обструктивная болезнь легких и бронхиальная астма): «Дорога к ним ведет через хорошо известные факторы риска. Важно, чтобы люди знали, как сохранить здоровье. Поэтому необходимо повышать медицинскую грамотность населения: чтобы люди понимали, что выбирать в магазине, как правильно двигаться. Чтобы они не затягивали с визитом к врачу, то позволит обнаруживать болезни на ранней стадии и своевременно начинать их терапию».
Руководитель отдела ангиологии ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России, профессор Юрий Карпов сетует, что «у нас получается, что врач обязан заниматься здоровьем пациента, а у самого пациенты ответственности за состояние своего здоровья фактически нет. Люди далеко не всегда выполняют рекомендации врачей. Пациенты с хроническими неинфекционными заболеваниями — это десятки миллионов людей. И у многих сразу несколько патологий, ведь одно ХНИЗ может провоцировать развитие другого. При сочетании болезней прогноз удушается Например, пациентов с хронической сердечной недостаточностью — 15 миллионов, и каждый второй не знает о своем диагнозе. У 19 млн — хроническая болезнь почек (9 из 10 не знают о ней); у 10 млн — сахарный диабет (но в половине случаев диагноз ещё на поставлен). Но по этим трем перечисленным патологиям сегодня есть инновационное лечение, и очень важно, чтобы пациенты выполняли рекомендации врачей».
«Чаще всего мы видим коморбидных пациентов - у таких и гипертония, и хроническая обструктивная болезнь легких, и повышен уровень глюкозы... У таких пациентов - самый высокий риск преждевременной смерти. Но прогнозы сильно зависят от того, как люди питаются, как двигаются и выполняют ли рекомендации врачей», - добавляет Оксана Драпкина.
Тем временем, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов рассказывает, что почти каждый российский пациент устраивает себе «лекарственные каникулы»: «Люди не верят, что с ними может случится что-то плохое, а потом попадают в больницы в тяжелом состоянии. Мы проводили исследование о зависимости частоты обострений у пациентов в зависимости от их приверженности к лечению. Изначально приверженность была 52%. Но после информационной работы с пациентами, которая включала постоянные напоминания и требования обязательных фотоотчетов по приёму препаратов, приверженность выросла до 92%, а количество обострений уменьшилось в 12 раз! Некоторые регионы делают пациентам смс-рассылки с напоминалками, в ряде поликлиник устраивают обзвоны пациентов. Но дефицит врачей в первичном звене составляет сегодня почти 40%, поэтому привлекаться к информированию пациентов должны центры общественного здоровья и профилактики, пациентские организации и волонтёры-медики».
...Третья по частоте причина смерти в мире — хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ); при этом 1 из 5 пациентов умирает в течение года после первой госпитализации по поводу обострения. «У нас в стране болезни органов дыхания занимают 4-5 место в структуре причин смертности, - рассказывает главный пульмонолог страны, завкафедрой пульмонологии Сеченовского университета, академик РАН Сергей Авдеев. - А основная причина ХОБЛ — курение, предотвратимый фактор риска».
Академик Авдеев рассказывает, что в России примерно 10 миллионов пациентов с бронхиальной астмой — но 8,5 миллионов из них еще не поставлен диагноз: «До постановки диагноза «бронхиальная астма» проходит 8 лет с момента появления первой одышки у пациента; в половине случаев диагноз ставится, когда пациент попадает в стационар с обострением. Одышка и затруднение дыхания может быть как симптомом поражения легких, так и сердца, а иногда и анемии — при появлении таких симптомов лучше не рисковать и обратиться к врачу».
Юрий Карпов добавляет, что при появлении жалоб на сильную одышку, утомляемость, отеки пациенты в большинстве случаев все же обращаются к врачам: «Но есть болезни, которые долго текут без жалоб, например, хроническая болезнь почек — своевременно выявить ее можно только при своевременно проведённых анализах. Иногда мы узнаем об этом диагнозе случайно: при оценке почечной функции, например, для назначения какого-то лекарства. Диабет тоже долго протекает без симптомов: обнаружить его можно с помощью простейшего анализа на глюкозу. Но люди у нас редко интересуются, все ли у них в порядке со здоровьем».
Ян Власов считает, что за последние 30 лет наше общество потеряло культуру здоровья: «Никто с пациентами в этом плане не работает, нет программ, дающих полный объём информации для них. И у населения развился правовой нигилизм: пациент знает, что ему должны. О том, что есть закон об обязанностях пациента, в частности, исполнять указания лечащего врача, не знает никто».
Специалисты считают, что информирование пациентов — одно из важнейших направлений здравоохранения, и очень надеются с его помощью существенно изменить ситуацию с ХНИЗ в стране.