Страсти по вейпам растянулись в зале заседаний на целый час. Казалось бы, чего тут обсуждать? Под документом при внесении в нижнюю палату подписались почти 400 депутатов из всех думских фракций. Но оказалось, что от желающих с трибуны заклеймить позором поганый гаджет с парящей жидкостью отбоя нет.
— Это настоящая эпидемия. Дети воспринимают электронные средства доставки никотина как модный гаджет. Они не в состоянии осознать, какой непоправимый вред это может нанести их здоровью, — заявил докладчик законопроекта, вице-спикер ГД Петр Толстой. И тут же был вынужден признать: такого осознания нет даже у Минздрава, а у контролирующих органов и подавно. «Видимо, это не так интересно», — с грустью констатировал вице-спикер.
Ароматизаторы, которые табачные компании добавляют в жидкость для вейпов, Толстой назвал троянским конем.
— За бутылочками и безобидным паром прячется настоящая отрава, способная привести к необратимым изменениям здоровья и даже убить детский организм, — Толстой продолжал агитировать, хотя все и так были «за».
Депутат Тимофей Баженов, известный своими телеэкспериментами по выживанию в условиях, для этого не особо пригодных, решил коллегам напомнить, что при желании можно из подручных материалов сварить не только кашу, но и еще чего похуже:
— Нужно в законопроекте заменить слово «никотиносодержащие» на «токсиносодержащие». Никотин — это не самый страшный яд на свете. При определенном знании биохимических процессов и из пыли в комнате можно сделать такое вещество, которое сможет гораздо больше ужасных последствий устроить, чем никотин.
— Давайте, может, через запятую?.. — зашептались в президиуме.
— Нет, токсические вещи — это другое регулирование, — отрезал Максим Топилин, занявший в тот момент трибуну.
От слов парламентарии перешли к наглядной демонстрации. Депутат от ЛДПР Сергей Леонов решил предъявить коллегам по нижней палате предмет всеобщего порицания и запрещения к опознанию.
— Вот я принес три предмета для демонстрации, — Леонов поднял вверх руку с тремя ярко-салатовыми продолговатыми гаджетами загадочного назначения. — Вы не поймете, что из этого — вейп. Вот это — обыкновенный маркер. А это — дуделка на день рождения. А вот вейп…
Глава общественного движения «Здоровая Россия», депутат от «Единой России» Султан Хамзаев назвал законопроект о запрете вейпов «социальным бронежилетом» и привел неутешительную статистику. По опросу в соцсетях на вопрос: «Пробовали ли вы когда-нибудь курить вейп?» — 70% школьников ответили утвердительно. Из них 75% — мальчики, 25% — девочки. Для наглядности Хамзаев тоже принес с собой курительный гаджет:
— Посмотрите, вот это вейп. Он выглядит, как упаковка детского сока. На нем надпись: «манго, молочный коктейль». Взрослый мужик такое купит? Не купит!
Член фракции КПРФ Николай Коломейцев предложил «усилить» и вообще запретить ввоз вейпов в страну:
— Ну что мы, от этого пострадаем? Не пострадаем. Вот есть наше ЕАЭС любимое. Но Казахстан блокирует все наши инициативы. Заводят все это к себе, а потом через наши аффилированные компании завозят в Россию.
Впрочем, на проблему обхода российского антитабачного законодательства из-за лазеек в едином экономическом пространстве не раз указывал и сам господин Володин. Не так давно он пообещал инициировать внесение поправок в налоговое законодательство о многократном увеличении акцизов на вейпы. «Так как на сегодняшний день вейпы разрешены в Белоруссии и Казахстане, а мы входим в ЕАЭС, понятно, что надо найти решение, позволяющее нам, находясь в правовом поле, сделать вейпы тем товаром, который будет стоить очень дорого», — объяснил необходимость такого ужесточения спикер нижней палаты. Теперь же Володин сказал, что такие поправки сделают вейпы недоступными в принципе. А заодно и анонсировал ответственность для нарушителей запрета на продажу вейпов несовершеннолетним — от административной до уголовной. Работа над такими поправками уже идет.
Также спикера ГД заинтересовал и такой разрез:
— Что касается женского вопроса… Надо тут посмотреть. Вот это желание женщину из семьи забрать, на работу ее, и чтобы было как у мужчин, — отсюда все начинается. С Клары Цеткин и Розы Люксембург! Вы сначала приучили, чтоб женщин поздравлять раз в году на Восьмое марта, а дальше привили все дурное — курение и все остальное, чтоб уравнять. Внесите за это ответственность! Надо отказываться от этого! Отказаться надо от всех пагубных привычек, и в первую очередь оградить надо женщин.
Петр Толстой постарался спикера успокоить. Дескать, это пока только первый шаг: «Коллеги, будем двигаться дальше».
За первый шаг депутаты проголосовали абсолютным большинством. Поддержали запрет продажи вейпов несовершеннолетним 408 парламентариев из 409 присутствующих в зале. Один воздержался. Когда на экране появились результаты голосования, по залу прокатился недовольный рокот. Всем хотелось посмотреть в глаза единственному сомневающемуся. Володин пообещал думцам выявить отщепенца «буквально в течение нескольких минут». И выявил:
«Так… Коллега Вассерман воздержался! У нас все по-честному», — тоном триумфатора произнес спикер.