Два дня и четыре трупа
Напомним, что гидролога Александра Цветкова задержали 16 февраля 2023 года в аэропорту «Домодедово», когда он возвращался из очередной научной экспедиции. Группа захвата ворвалась в салон только что приземлившегося самолета (рейс Красноярск — Москва). Полицейские надели наручники на ученого на глазах у всех пассажиров, включая его потрясенных коллег. В аэропорту «Домодедово» у него взяли мазок из ротовой полости, возможно, для ДНК-теста.
Дальше все происходило, по его словам, как во сне. Ученого без верхней одежды (а температура была минус 9 градусов) несколько часов везли в автозаке по ночной Москве. Уже в ИВС ему не давали спать, поскольку допрашивали все время. В общей сложности без сна он провел трое суток. Когда он совсем плохо соображал, подписал признания. Потом, придя в себя и понимая, что оговорил себя, Цветков от них отказался.
Ученому вменили четыре убийства, которые были совершены в 2002 году в трех разных местах, в Москве и Подмосковье, в соучастии с неким Андреем Алешиным, которого Цветков не знает и никогда не знал, о чем сообщил на очной ставке.
У тяжких преступлений, как известно, сроков давности нет. А к раскрытию старых «висяков» сегодня активно призывают своих подчиненных руководители силовых структур. И это правильно, ведь преступник должен быть изобличен вне зависимости от того, как много времени прошло с момента злодеяния. Но что не так в этом деле?
В 2003 году во время ограбления задержали некоего гражданина Сидорова. Он рассказал, что его подельник Андрей Алешин якобы совершил четыре убийства вместе с другим человеком, которого он знал как Чуваша. Сидоров подельника этого не видел, но составил фоторобот по словесному описанию Алешина, что уже вызывает обоснованные вопросы к этому фотороботу. Самого Алешина тогда задержали, но показаний Сидорова оказалось недостаточно — пришлось отпустить. В ноябре 2022 года Алешина снова задержали и уже на этот раз арестовали. Он признался в том, в чем не хотел признаваться двадцать лет назад. А в поиске его подельника по убийствам использовали тот старый 20-летней давности фоторобот. Примечательный факт: Александр Цветков 26 декабря 2022 года был в аэропорту (возвращался из Вьетнама). И тогда камеры и фоторобот не опознали его. А через месяц с небольшим искусственный интеллект его идентифицировал с фотороботом как убийцу. Что произошло за этот месяц? Непонятно.
Есть и другие совершенно очевидные несоответствия в идентификации Цветкова как подельника Андрея Алешина, что легко проверяется, было бы только желание. Но следователи, похоже, не обременяют себя лишними проверками, ограничившись тем, что им выдал компьютер. Кстати, кореш Алешина по ограблению, Сидоров, называл подельника Алешина по убийствам Чуваш. Ясно, что это прозвище, данное человеку, которое обычно содержит в себе указание на какую-нибудь заметную черту, свойство. Общеизвестно, чуваши — это нация, население Чувашии. Александр Цветков родился, жил и работал в поселке Борок Ярославской области, к Чувашии не имеет ни малейшего отношения. Так что по этому признаку идентификация Цветкова явно не состоятельна. Искусственный интеллект вряд ли дойдет до таких познаний и логических выводов, а вот следователям не обращать внимания на подобные факты непростительно.
Итак, в чем подозревается ученый-гидролог Александр Цветков.
Утром 2 августа 2002 года, по версии следствия, он вместе с подельником Алешиным с особой жестокостью убил пожилого мужчину в деревне Городище Московской области, а затем они зверски расправились с женщиной в Москве. В первом случае, по версии следствия, Цветков действовал «из чувства личной неприязни на фоне распития спиртных напитков», во втором — корысти ради, «получив от неустановленного лица информацию о том, что в квартире содержаться ценности и деньги».
10 августа жертвами якобы Цветкова и Алешина стали две женщины, одна из которых 1909 года рождения, вторая 1946 года рождения. По версии следствия, оба мужчины в период с 00.00 до 23.59 находились в квартире дома на Ярославском шоссе, где проживали мать и дочь. После совместного распития спиртных напитков, «испытывая личную неприязнь, а также действуя из корыстных побуждений» Цветков и Алешин задушили их. При этом преступники забрали 5 тысяч рублей, золотые сережки и кольцо.
Как Цветочка сделали убийцей
Поселок Борок Ярославской области — удивительное место. Природа и люди тут (население около двух тысяч) особенные, и это не просто слова. Каждый житель знает все обо всех. Атмосфера дружелюбности и некой всеобщей любви. Как говорят местные жители: «Мы тут непуганые ребята». Именно здесь, на месте старинной дворянской усадьбы, расположен Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, где с 1996 года работает Цветков. В Академгородке его называют не иначе как Цветочек.
Надо же так случиться, что фигурант в деле о серийных убийствах оказался всеобщим любимцем. Безотказный, всем помогающий. Так о нем отзываются те, кого мне удалось опросить. Когда Цветкова арестовали, жители поселка были шокированы. Но больше всех, безусловно, поражены сотрудники института.
— Давайте пройдемся по датам, — говорит ученый Александр Бобров. — Вообще 2002 год у нас был очень занятой, времени на отдых не оставалось.
Мы начали особенно активную работу по оценке состояния рек с конца мая. Раз в 10 дней были двухдневные экспедиции на контрольные станции на две речки. В июле большая экспедиция в Вологодскую область. В августе — в Ивановскую и Костромскую. Вернулись и сразу занялись молодежной конференцией, которая была поддержана фондом фундаментальных исследований. Мы (и особенно Цветков, который являлся секретарем конференции и на котором была вся переписка) постоянно были в контакте с сотнями людей. Исчезновение из поля зрения даже на сутки было бы заметно. Цветков, повторюсь, был ключевой фигурой. А вообще, мы с ним вдвоем были главными организаторами конференции. Но вернемся к конкретным датам. 31 июля и 1 августа у нас были стандартные небольшие выезды. 2 августа (день первого убийства) мы были дома, но должны были провести анализ заборов, сделанных накануне (иначе смысла не было). Плюс мы в этот день получали экспедиционные деньги в кассе и должны были припасти оборудование, снаряжение для следующей большой экспедиции. Цветков не мог в этот день взять и исчезнуть. Он все время был на виду. Мы с ним общались постоянно (плюс он у нас ужинал). Да и не заметить его не могли. Записи свидетельствуют, что он был в институте. Усомниться в его адекватности тоже невозможно. Человек абсолютно добрейший, безобидный. Во многих случаях будет помогать ближнему вопреки своим собственным интересам. У нас сложилась научная компания, мы все примерно одного возраста (хотели доказать что-то в научном мире), многие экспедиции вместе прошли.
Но давайте дальше по датам. 10 августа была экспедиция. В составе были водитель, я, моя супруга, Цветков и Крылов (сейчас он директор института). Утром 10 числа мы переправились из Волгореченска в заброшенный район Ивановской области на пароме. Потом мы перебрались в усадьбу Островского Костромской области, где еще одну контрольную сьемку сделали 11 и 12 числа. У нас даже книга вышла по этой работе, куда включены фотографии. Снимки делал я, потому что занимался фотографией с первого класса. У меня все пленки подписаны (снимал на «Зенит 122»). И вот, смотрите, одно из фото: машина, паром, мы. Снимок сделан 10 августа! Предположить, что Цветков в этот день исчез для совершения убийств, невозможно. Оттуда выбраться нельзя — это была граница Костромской и Ивановской областей, общественного транспорта нет, моста нет. Мы тогда жили все в одной большой машине. Все эти дни в экспедиции Цветков спал в 30 см от меня.
Такие же свидетельства дают водитель и супруга Боброва (научный сотрудник). Пожалуй, особенно ценны показания директора института.
— Я Цветкова с детства знаю, с того момента, как он, будучи школьником, пришел на станцию юных натуралистов. Он мой воспитанник. Это добрейший человек, настоящий ученый по своему духу. Понимаю, что в жизни всякое бывает, но вот почему я еще уверен, что произошла нелепая ошибка. Я участвовал в этих экспедициях в 2002 году сам. Мы работали по малым рекам, включая реки Музея-заповедника Островского. 10 августа я был с ним.
Из приказа Института биологии внутренних вод РАН от 31 июля 2002 года:
«О проведении экспедиции.
Направить экспедицию на автомашине ГАЗ-66 «Лаборатория». Цель экспедиции: исследование растительного покрова малых рек Ярославской, Ивановской и Костромской областей. Сроки — с 5 по 13 августа. Состав: Боров (начальник экспедиции), Цветков, Жгарева, Крылов, Чемерис, Горскин (водитель)».
Но следствие почему-то не спешит документировать их показания. Ни один из сотрудников института, с которыми Цветков был в экспедиции 10 августа, до сих пор не был допрошен.
— Я познакомилась с Александром в сентябре 2002 года, — рассказывает Марина. — В Бороке Ярославской области на базе института проводилась Международная молодежная конференция. Я приехала туда как участник (в тот момент жила в Твери, работала в университете, училась в аспирантуре), а он был в оргкомитете. Стали общаться. Саша был одним из завидных женихов Борока: перспективный молодой ученый, очень симпатичный, культурный, из хорошей семьи. Аккуратно одет, ухожен. Я его идентифицировала как романтичного ботаника. По специализации он тогда был паразитолог, что не сильно романтично, но меня это не смущало. Я его спросила, почему решил изучать именно паразитов рыб? Он сказал, что ему нравились те преподаватели, которые были на кафедре паразитологии. Потом он переквалифицировался в гидрологи. В 2003 году состоялась наша свадьба, я переехала из Твери в Борок и стала работать в той же лаборатории, где и он. То есть мы с ним были рядом круглые сутки, за исключением того времени, что он проводил в экспедициях. Меня умиляло многое в нем, в том числе отношение к животным. К людям он вообще очень внимательный был, его потому-то и звали Цветочек, ласково. В общем, все эти 20 лет мы жили душа в душу. У нас трое детей (девочки). В 2021 году мы стали победителями муниципального этапа «Семья года». А в 2022 году Александр стал призером конкурса «Лучший папа Золотого кольца» в номинации «Есть такая профессия». Получается с моих слов, что Александр прямо идеал. Конечно, нет. У него есть недостатки. Но они настолько бытовые и терпимые, что все это ерунда. Я все время думаю, что могло произойти. Александр по работе никому дорогу перейти не мог, он индивидуально нигде не работал (всегда в составе экспедиции). От него не зависели какие-то решения, которые могли бы подорвать чей-то бизнес или политическую карьеру. И вообще, он один нигде и не бывал. Он либо в экспедиции с коллегами, либо дома с семьей. Сейчас в институте без него несколько лабораторий испытывают сложности. Поскольку он участник многих хоздоговорных тем, его работы нужны для общего отчета, и, кроме него, никто их написать не может. Полевой сезон 2023 года рискует остаться без гидрологических исследований, а год, несомненно, интересный в этом плане. И это катастрофа для многолетних наблюдений. Я уже не говорю, что семье без него плохо. Что дети страдают. Это понятно. Многие борковчане при встрече говорят, что не могут без слез думать о Саше, переживают, как он там. Мы в поселке все друг друга знаем. И его отсутствие, тем более по такой жуткой причине, естественно, не может оставить равнодушным никого. Многие с ужасом примеряют на себя эту «роль». Ведь, судя по всему, попасть в такую ситуацию может любой. Мало ли, на кого ты похож…
Сейчас Цветков находится в СИЗО №7. Переболел ковидом. Никаких следственных действий с момента ареста с ним не проводили. Но все равно 7 марта продлили срок содержания под стражей. Судья почему-то не стал запрашивать документы, подтверждающие алиби ученого. Странным выглядит и обоснование запрошенной следователем меры пресечения: «совершенное преступление характеризуется исключительной общественной опасностью… что дает следствию достаточные основания полагать, что, находясь на свободе, обвиняемый… может продолжить заниматься преступной деятельностью, либо иным путем воспрепятствовать производству уголовного дела».
Представьте себе, более 20 лет по преступлениям исключительной общественной опасности никого, даже неоднократно судимого, не арестовывали, а если и задерживали, то отпускали, обвинение на основании показаний грабителя Сидорова не предъявляли по причине недостаточности доказательств. И вот 9 января и 13 февраля 2023 года уголовные дела, возбужденные аж 2 и 5 августа 2002 года соответственно Видновской горпрокуратурой Московской области и Нагатинской межрайонной прокуратурой, соединили в одно с уголовным делом, возбужденным 15 августа 2002 года Останкинской межрайонной прокуратурой. А уже через три дня, 16 февраля, сразу же «нашли» главного серийного убийцу, ученого Цветкова. Оказывается, следствие спустя 20 лет изыскало новые и теперь уже достаточные доказательства: старый фоторобот молодого человека 2002 года давности и показания судимого Алешина, на которого еще в 2003 году указывал Сидоров. Но тогда этого было недостаточно, чтобы изобличить судимого Алешина, а спустя 20 лет оказалось достаточно, чтобы обвинить законопослушного, добропорядочного гражданина, который всю свою жизнь не был замечен ни в какой преступной деятельности. Интеллекта нашим следователям явно не занимать.
Трогательнее письмо во все инстанции отправила родная сестра ученого.
«Я постараюсь описать то, что сейчас происходит, без эмоций, хотя это слишком трудно. Сразу же скажу, что я подполковник юстиции в отставке, поэтому, как происходит расследование уголовных дел, хорошо знаю на собственном опыте. Сейчас нахожусь на пенсии, инвалид вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы. На моих руках наша с братом мама, перенесшая год назад инфаркт и операцию на сердце. Конечно, вся эта история не добавила нам здоровья… На этом я закончу свои лирические отступления от основной темы.
Итак, моего брата Цветкова обвинили в убийствах с особой жестокостью и исключительным цинизмом, которые он якобы совершил 20 лет назад. То, как ведется расследование, как выполняются следственные действия в отношении моего брата, вселяет дикий ужас. Его назначили убийцей задолго до момента задержания, об этом говорят имеющиеся в деле процессуальные документы. Представитель следственного комитета в репортаже телеканала НТВ сообщил, что у них имеются свидетели (очевидцы) совершенного преступления. Единственным, так сказать, очевидцем является обвиняемый Алешин, заключивший досудебное соглашение, который, ради избежания пожизненного заключения, готов ткнуть пальцем в любого. Да, следствием установлен ряд свидетелей, которые видели подельника Алешина, но только почему-то эти свидетели описывают второго преступника по-разному. Это касается и его возраста, и телосложения, наличия татуировок, цвета волос, стрижки, курения, многого другого. Объединяет приметы только одно — наличие очков. Правда, и с очками не все так просто, по свидетельству одного из них, преступник носил очки с толстыми линзами… И все эти приметы никоим образом не совпадают с приметами Цветкова А.И.
В распоряжение следователя представлены документы, подтверждающие нахождение Цветкова в экспедициях в даты совершения инкриминируемых преступлений, свидетельские показания готовы дать участники экспедиций, изъяты подлинники документов из архива института для проведения экспертизы с целью установления их подлинности. Но следствие не смущает факт заявленного алиби. Не придается внимания и тому факту, что в отличие от настоящего преступника Цветков никогда не курил, в силу проблем со здоровьем. Таким образом, игнорируется практически все, что касается его невиновности. Я хорошо понимаю, что следствие не ожидало, что у человека через 20 лет окажется алиби, да еще подтвержденное документально. Кто же мог рассчитывать, что найдутся свидетели? Сотрудники института собрали подписи и направили многочисленные обращения в адрес Генерального прокурора РФ, руководителя Следственного комитета РФ, уполномоченного по правам человека и др. с просьбой обратить внимание на эту ситуацию, но пока результатов нет».
ИЗ ДОСЬЕ МК:
Александр Цветков является членом Российского географического общества. Результаты его научных исследований представлены в 83 научных публикациях.
Цветков был руководителем научных экспедиций по водоемам России, а также Армении и Вьетнама (в среднем не менее 10–15 экспедиций в год). Организатор более чем 20 научных конференций, проведенных на базе ИБВВ РАН.
Ученые повторяют как мантру, что нелепая ошибка должна быть как можно скорее исправлена. Но они понимают, что крайне редки случаи, когда следствие извинялось бы и отпускало человека. Может, этот станет таким?
«В конце концов, не ошибается тот, кто не работает, и признать ошибку не стыдно, — говорят ученые. — Тем более что во многом это ошибка искусственного интеллекта».
Арест и обвинение добропорядочного гражданина в совершении преступлений двадцатилетней давности только по внешнему сходству на 55% с фотороботом, составленным со слов подельника Сидорова, никогда не видевшего Чуваша, при наличии объективных данных и доказательств нахождения обвиняемого за несколько сотен километров от места преступления — это ли не свидетельство отсутствия элементарного здравого смысла.
Случай с Цветковым вопиющий, и, может быть, именно в этом великий замысел провидения. В том, чтобы показать, насколько опасно доверяться системе распознавания лиц и вообще машине. В деле Цветкова наверняка восторжествует справедливость. Но как быть с другими? Как быть с теми, у кого не окажется такого алиби, но кто тем не менее не совершал преступлений, а был назначен преступником по велению всемогущего ИИ?