«Руки в технической смазке и пыли — это нормально»
Оксана говорит, что тяга к локомотивам и поездам у нее с детства.
— Мы жили в Сургуте рядом с железной дорогой, ребятишками бегали, махали машинистам рукой, — рассказывает Оксана. — А сейчас уже я, сидя за пультом управления электровоза, отвечаю на приветствие мальчишкам и девчонкам. Подаю тихонечко свисточком сигналы, — наша собеседница точно имитирует дробное звучание свистка.
У Оксаны отец — путеец, прокладывал дорогу до Нового Уренгоя. Но у нее самой путь на железную дорогу был весьма тернист.
В аграрно-экономическом техникуме в Туринской Слободе она училась, когда у нее на руках уже было двое сыновей.
— Я очень благодарна директору, которая в меня поверила и поддержала. Техникум я окончила с красным дипломом, получила специальность «повар-кондитер», при этом днем училась, а вечером подрабатывала.
Преподаватели заметили у молодой женщины педагогический талант и предложили ей получить профильное образование — мастера производственного обучения и старшего технолога. Выпускные экзамены в педагогическом колледже она сдавала с маленькой дочкой на руках.
Получив диплом, стала преподавать в техникуме, где ранее училась на повара. А когда переехала в Екатеринбург, трудилась уже в сфере торговли.
— Но меня манила железная дорога. Думала для начала пойти работать контролером, штудировала Интернет и случайно наткнулась на объявление. В учебном центре профессиональных квалификаций Свердловской железной дороги шел набор по подготовке женщин — помощников машиниста. В то время как раз были внесены соответствующие поправки в законодательство. Это был подарок судьбы!
Первая группа женщин была уже набрана, Оксана попала во вторую группу.
— Прошла медкомиссию, очень серьезное психофизиологическое обследование. Обучение продлилось полгода. Нам выплачивали стипендию. Занятия у нас вели машинисты, которые много лет отработали на железной дороге. В нашей группе было 6 девчонок. Преподаватели нас всячески подбадривали, говорили нам, какие мы смелые, какие молодцы. Все мы решили прийти на железную дорогу осознанно. Я тоже взвешивала все «за» и «против». Смотрела, в какой компании буду работать, читала отзывы, учитывала возможность дальнейшего обучения.
Оксана говорит, что очень благодарна своим детям за поддержку.
— Старший сын у меня уже самостоятельный. Пока я училась, он поддерживал меня, в том числе и в финансовом плане. А приходилось порой ох как нелегко. Учеба была интенсивной, объем материала огромный. Изучали все, что касается профессии, «от» и «до», включая охрану труда.
— Какой предмет показался вам наиболее сложным?
— Пожалуй, «Автотормоза» со всеми пневматическими системами и оборудованием, регулировкой и испытанием отдельных механизмов, видами соединений и деталей узлов. Пришлось над этим предметом посидеть, но во всем разобралась. Хорошо, что сейчас можно посмотреть подробные учебные видео в Интернете. Все наглядно.
Сдав экзамены, Оксана Соколова почти два года работала помощником машиниста в депо Свердловск-пассажирский. Ездила в рейсы на Дружинино, Тюмень, Пермь. Осматривала в пути оборудование состава, «слушала» машину, нет ли посторонних шумов, повышенных вибраций, искрения, запаха горелой изоляции. Все это могло указывать на неисправность.
Также вела бортовой журнал, куда записывала замечания к технике, если они были. Остаться в чистой спецодежде помощнику машиниста бывает трудно. Вот и Оксана считает, что руки в технической смазке и металлической пыли — это нормально.
— Это ведь локомотив, приходится иной раз какой-то кран перекрывать. Там не только какие-то масла, но и грязь. Это вполне нормально. Нам на работе выдают мыло и специальные крема.
«Вместо руля — ручка-контроллер»
А потом Оксана снова села за парту, прошла курс обучения и в 2022-м сдала экзамен на право самостоятельно управлять электровозом.
— Начала проходить обкатку в паре с опытным машинистом. Поняла, что не зря говорят, что в правом кресле, на месте машиниста, испытываешь совершенно другие эмоции и впечатления, нежели сидя слева в качестве помощника машиниста. Ответственность же огромная. Электровоз весит 135 тонн. За спиной — несколько сотен пассажиров. Многое нужно знать и уметь. И, конечно, первое время страшно. Опытные машинисты признавались, что, когда начинали работать, у них тряслись руки, пот лился градом. Для этого с тобой и ездит в паре наставник, который контролирует все твои действия, всю твою работу. С опытом уже приходит уверенность, становится интересно.
Оксана говорит, что все три ее наставника были суперпрофессионалами, очень понимающими.
— Не было никакого предвзятого отношения ко мне как к женщине-машинисту. Наоборот, мне говорили: «Давай, учись, у тебя все хорошо получается. Ошиблась — не страшно, это урок на будущее». Я чувствовала колоссальную моральную поддержку.
Сначала Оксана ездила в рейс до Дружинина.
— Это считается коротким плечом, как раз для «набивания руки» машиниста-новичка. Время в пути — 1 час 15 минут — 1 час 30 минут.
Оксана водит электровозы — локомотивы дальнего следования. Просвещает нас, что есть еще тепловозы, которые работают на дизельном топливе, а также газотурбовозы.
— Сейчас у нас на железной дороге запустили паровозы, которые следуют по туристическим маршрутам. Мимо проезжают в клубах пара, пыхтят, «дышат» — такая красота.
— Не поделитесь, с чего начинается смена?
— Перед каждым рейсом вся локомотивная бригада проходит медкомиссию. У нас измеряют температуру, давление, пульс. Мы проходим через алкотестер. Потом идут инструктажи. Мы получаем допуск к работе. А дальше — смотря откуда идет приемка. Если машина идет на проход, то есть поезд приехал и мы садимся тут же, на станции, то проверяем полное техническое оснащение локомотива. ТО-1 должно быть выполнено в полном объеме. Осматриваем колесные пары, буксовые узлы. Все должно быть цело, все шплинты (металлические крепления) должны быть на месте. Осматриваем все оборудование внутри локомотива. А потом идет приемка, проверяем и электропневматические тормоза, и пневматические. Если все в норме, получаем документы и отправляемся в путь согласно расписанию.
— Что вместо руля у машиниста локомотива?
— Ручка-контроллер. Ею регулируется величина тока на тяговых электродвигателях электровоза. Мы сидим за пультом управления. Перед нами находятся основные приборы и устройства для управления движением, регулирования скорости, торможения, системой блокировки, взаимодействия с внешними сигналами…
— На локомотиве есть система автоматизированного ведения — автопилот?
— Я автоведением не пользуюсь. На мониторе компьютера видны профили пути, где горка, где подъем, где площадка. Начинающему машинисту хорошо видно, что надо дальше делать, какой выбрать режим тяги и торможения. Особенно это удобно в темное время суток. Но мой наставник — опытный машинист, который меня «обкатывал», запрещал мне смотреть на монитор. Он считал, что нужно видеть профиль пути «вживую». На компьютере ведь может случиться сбой. А если у тебя есть навыки — ты и профиль знаешь, и точно приедешь по расписанию. Я своему наставнику за это очень благодарна.
Оксана говорит, что опытные машинисты знают на маршрутах уже каждое деревце.
— Все это нарабатывается годами. Когда ездишь постоянно — ты уже запоминаешь, на каком километре у тебя переезд. Я для себя все это помечаю в записях. Подаем тифоном, свистком, сигнал, особенно это касается неохраняемых переездов. Мало ли кто из недобросовестных водителей захочет проскочить на красный свет.
— Что за браслет надевает на запястье машинист в кабине локомотива?
— Это телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Идет непрерывный контроль его работоспособности. Устройство измеряет электрическое сопротивление кожи и передает данные в специальный блок. Если показатели тревожные, на панели локомотива загорается световой сигнал. Увидев его, машинист должен нажать на кнопку бдительности машиниста. Тем самым он подтверждает, что не спит. Если подтверждения не произошло, раздается резкий звуковой сигнал. Если и после этого не нажать кнопку, автоматически запускается экстренное торможение состава.
— На ваш взгляд, у электровоза есть какая-то своя механическая душа?
— Про душу как-то не думала, а вот «сердце» у электровоза ЭП2К есть — это 6 тяговых электродвигателей.
«Когда есть цель и желание — многого можно добиться»
— Когда долго всматриваетесь вдаль, глаза не устают?
— Бывает, что и устают. Особенно ночью, когда пристально всматриваешься во тьму, потому что боишься сбить какое-нибудь животное. Пути перебегают лисы, косули, зайцы, не говоря уже о кошках и собаках. Бывает, птицы долго сидят, не хотят улетать. Коровы стоят на путях. Подаем сигнал, немножко поморгаем. Если такую махину собьешь — можно повредить локомотив. Оставить поезд без тормозов — страшное дело. Поэтому так важна бдительная езда. Машинисты обычно докладывают по радиосвязи дежурной по станции, другим машинистам, если на путях видят человека или животное.
— В кабине локомотива есть столик, чтобы перекусить?
— Если честно, у меня в пути следования нет желания перекусывать. Ты сидишь за пультом локомотива, надо постоянно контролировать множество процессов и показателей. Это называется бдительная езда. Самое главное — это безопасность. До той же Тюмени, например, мы едем 5–6 часов, особо не успеваешь проголодаться. Пробовала я также ездить до Балезина, это 600 километров пути. Рабочий день в бригаде, когда есть помощник машиниста, согласно Трудовому кодексу РФ, — не более 12 часов, это все строго отслеживается. Работник не должен перерабатывать. Поощряется, например, если ты придешь и поспишь в бригадном доме перед явкой.
Кстати, машинисты не едут с пассажирским составом через всю Россию, как это нередко показывают в художественных фильмах. Локомотивные бригады в пути меняются.
— Что берете с собой в сумку, когда собираетесь в рейс?
— Обязательно — все необходимые документы, удостоверения, и по охране труда, и по электробезопасности. У нас есть служебные формуляры. Также у меня в сумке лежат электрические схемы локомотива, книжечка по нестандартным ситуациям. Беру с собой бутылку воды. Еду иногда захватываю, иногда нет.
— На одном из профильных форумов обсуждался вопрос об отсутствии туалета в электровозе. Пользователи сообщали, что его обычно слесари заваривают, так как никто не хочет его обслуживать.
— Не знаю, кто это пишет. Локомотив всегда отправляется в рейс в технически исправном состоянии. Локомотивные бригады проводят ТО-1 при приемке, при сдаче локомотива. Туалет в электровозе есть. Все в отличном состоянии. Его обслуживанием занимаются на ПТОЛе (пункте технического обслуживания локомотивов). Там же при необходимости проводится ремонт.
— Есть те, кто считает, что женщинам не место в кабинете локомотива. Мол, по своей природе они более эмоциональные, могут растеряться в случае нештатной ситуации.
— Интересно, кто решил, что женщинам там не место? Я, например, наоборот, видела немало отзывов от мужчин, которые писали, что я молодец, призывали стараться и ни на кого не обращать внимания. Все мы, как я говорила выше, проходим серьезное психофизиологическое обследование, сдаем тесты. В процессе работы продолжаем учиться. У нас в депо постоянно проходят технические занятия. Нестандартные ситуации мы отрабатываем на тренажере, имитирующем кабину машиниста. Для этого есть специальный инструктор.
В любой момент можно обратиться к психологам, рассказать, что тебя беспокоит. Мне, например, они однажды здорово помогли, показали различные упражнения по нормализации пульса. Я научилась, это классно. То есть созданы все условия — только учись, работай.
— Как проходящие по перрону реагируют, когда видят вас на месте машиниста?
— Раньше смотрели довольно пристально, сейчас уже спокойно, наверное, привыкли. Бывает, что кто-то из поездной бригады говорит, что сразу почувствовали, что поездом управляет женщина, потому что состав двигался очень аккуратно. Не знаю, может быть, таким образом мне просто хотели сделать комплимент?
— Для вас специально шили форменную одежду?
— Я нигде больше не получала такой разнообразной спецодежды, как на железной дороге. У нас очень удобная форма, которая не стесняет движения: пиджачок, брючки, есть юбочка, комплект белых и синих рубашек с нашивками в соответствии с должностью, галстук. Все разработано и сшито в соответствии с требованиями безопасности к условиям труда. Это касается и обуви. Нам выдают удобные сапоги и ботинки. Специально форму для нас не шили. Например, те же комплекты носят девочки в билетных кассах.
— Возможна чисто женская локомотивная бригада, когда и машинист, и помощник машиниста — представительницы прекрасного пола?
— Почему нет? Мы выполняем те же функции, что и мужчины. Делаем свою работу. Какая разница, какого мы пола?
Дома Оксану ждут дети. Когда она в рейсе, средний сын Денис присматривает за сестренкой-шестиклассницей Лизой. Все они самостоятельные и очень гордятся мамой — машинистом локомотива. Оксана, в свою очередь, говорит, что ни разу не пожалела, что пришла работать на железную дорогу. У нее закончилась стажировка. Накануне праздника она, получив допуск, приступила к самостоятельной работе. В планах Оксаны — постоянно повышать класс квалификации. Также она подумывает о льготной ипотеке.
— Как думаете, почему вам первой из женщин доверили водить пассажирские поезда дальнего следования?
— Наверное, увидели мое колоссальное желание освоить профессию машиниста локомотива. Когда есть цель и желание — многого можно добиться.
— Как вас поздравляют с 8 Марта?
— Нас, девчонок — помощников машиниста, — мало. Поэтому внимания мы получаем с избытком. Мужчины-руководители дарят цветы. Но лично я все время смущаюсь, хотя, конечно, очень приятно получать первоцветы.