Конечно, можно отнести слова главы Минпросвещения Сергея Кравцова только к «вышке», что многие и сделали. Но, чу! Настороженная общественность уловила, что министр рассказал: «с Минобрнауки обсуждаем, чтобы переход был плавным». Да еще и усилил высказывание: «нам нужно возвращаться к нашим истокам, к системности в образовании, к тем наработкам, которые делали нашу систему образования сильной».
Что же тогда обсуждать, как не реформу ЕГЭ, куда переходить школам, как не обратно к экзаменационной и зачетной системе? – рассудили школьные аналитики. Мол, один вопрос и остался, как и когда. «МК» поговорил с экспертами о том, есть ли жизнь после отмены ЕГЭ и готовятся ли к такому повороту в школе.
- Призывы от депутатов ГД отменить ЕГЭ случаются периодически, – говорит эксперт в области образования и ЕГЭ Мария Кучерова. – Но раньше, в основном, это говорили Миронов, Жириновский… Дальше в сторону законов, каких-то нормативных актов дело не продвигалось. Но после выступления президента такой призыв прозвучал от депутата ЕР (Султана Хамзаева. – Авт.) Потом Петр Толстой сказал, что «мы будем ЕГЭ демонтировать», цитата. Демонтировать постепенно. Далее – на недавней пресс-конференции, посвященной старту ЕГЭ, был руководитель «Рособрнадзора» Анзор Музаев, а его ведомство вообще «главное по ЕГЭ» в стране. Музаев признал, что разговоры такие ведутся, но ведомство к отмене ЕГЭ не готовится. А руководитель ФИПИ, где разрабатываются задания к ЕГЭ, Оксана Решетникова позже рассказывала об изменениях в демоверсиях заданий по ЕГЭ в соответствии с новыми образовательными стандартами, что займет у них 3 года. То есть, резюмируя, планы по отмене ЕГЭ есть, но делается акцент на «постепенно».
Думаю, что сценариев отмены может быть несколько. Первое и очевидное – сделать ЕГЭ по выбору. И это уже практиковалось: Крым, ЛДНР и присоединенные территории. И после коронавируса, в 2020 году, выпускники сдавали ГВЭ, а поступали по аттестатам. Как при такой практике будут поступать те, кто не сдавал ЕГЭ, это большой вопрос. Они все будут сдавать вступительные экзамены в вузе?.. Тогда на вузы ляжет очень большая нагрузка. И «Боливар не вынесет двоих». Хотя в системе ВО и есть экзамены для поступающих из средне-специального и дети из колледжа имеют возможность выбирать, по результатам ЕГЭ поступать или сдавать вступительные. Но там не такие объемы. А если ЕГЭ будет по желанию, количество сдающих вступительные резко увеличится.
Второй сценарий — это переход на цифровое портфолио. Разговоры о нем ведутся давно. Дети сдают ВПРы, пишут национальные контрольные, участвуют в общественной работе – все это суммируется. У нас уже есть электронные дневники и порталы, где вся информация, оценки присутствуют. И не сложно настроить их так, чтобы к концу обучения платформа высчитывала средний балл. ЕГЭ там тоже упоминался как некий финал обучения. В итоге выводится некий показатель, индекс, на основе которого человек и будет поступать в вузы. Портфолио это не фантастика, не пустые слова. Эксперимент ведется в нескольких регионах РФ, его драйвер Москва. Срок эксперимента до 2029 года.
Ждать ли школе новой реформы с отменой ЕГЭ, рассказала учитель математики, наблюдатель на ППЭ (пункт проведения экзамена – авт.) Нина Викторова.
- В школе ждут какой-то определенности, а пока ее нет. С одной стороны, мы видим, что ЕГЭ продолжают совершенствовать. В этом году вносили изменения: передвинули сроки итогового сочинения и собеседования, заново разрешили на пересдаче по математике выбирать базу или профиль и др. Внедряется новый стандарт, который тоже заточен на ЕГЭ. И будет работать до 2028 года. На этом фоне, говорят об отмене единого экзамена. Да, части родителей и учителей он не нравится. Хотя я лично при всех минусах ЕГЭ, таких как схематичность, перегибы с регламентом, сложности апелляций и др., считаю, что это справедливый экзамен. Это главное. Но есть властная инициатива, есть и общественное мнение по отмене. Чего все боятся в школе, в том числе и категорические противники госэкзамена – резких перемен, ситуации неопределенности. Окончание школы это всегда болезненный вопрос, деньги, нервы... Нельзя резко ничего отменять, так что плавность перехода уже хорошо. Но что дальше, никто не объясняет. Образование очень консервативная сфера. Любые резкие высказывания вызывают тут волну негодования. Это хотелось бы донести до депутатов. Нельзя без какого-то объяснения и проработанной концепции перехода резко высказываться об отмене ЕГЭ.