МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Вынесен приговор организатору воздушной экскурсии, унесшей жизни людей

Катастрофа произошла из-за того, что в вертолете кончилось топливо

Лыткаринский городской суд Московской области в среду вынес приговор по громкому делу о крушении вертолета «Робинсон 44» в октябре 2021 года. Тогда погибли три человека. Жертвами ЧП стали пилот и двое пассажиров, брат с сестрой, которые отправились на воздушную экскурсию. Причиной трагедии стало головотяпство летчика: он не заправил воздушное судно перед взлетом.

Фото: Дмитрий Боленков

На скамье подсудимых оказалась Татьяна Горчакова – индивидуальный предприниматель, которая отвечала за организацию экскурсии. Ей предъявили обвинение по статье 238 часть 3 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц»). На последнее заседание Горчакова явилась с модной прической и в нарядном деловом костюме, на ее лице играла улыбка. Складывалось впечатление, что женщина была уверена в благоприятном для себя исходе.

В ходе судебного следствия были подтверждены выводы следствия о причинах трагедии (расследование вело Западное межрегиональное следственное управление на транспорте СКР). Роковой полет состоялся 3 октября 2021 года. Пилот Александр Шапочкин поднял машину в воздух в исправном состоянии. Однако во время полета у вертолета отключился двигатель – в тоиплвных баках кончилось топливо. При этом топливомер был в исправном состоянии, баки были герметичны: это подтвердила экспертиза. То есть летчик не мог не знать, что горючего ему не хватит. Почему он отважился лететь «налегке», теперь уже понять невозможно. Машина упала в лес неподалеку от Лыткарино. Погибли Шапочкин, а также 22-летний Семен Садков и 21-летняя Христина Кисель – двоюродные брат и сестра. Садков незадолго до трагедии перебрался в Москву, устроился на работу, Христина только собиралась обустраиваться в столице, закончив учебу. И родственник решил преподнести ей экстремальный подарок – воздушную экскурсию. Он приехал в офис, заплатил эа экскурсию Горчаковой, после чего та уехала.

Гособвинитель запросил для Горчаковой 3 года колонии общего режима (максимум по этой статье – до 10 лет колонии). Потерпевшие потребовали по 1 миллиону рублей за моральный ущерб. Обвиняемая заявила, что признает гражданские иски только если ее признают виновной. В последнем слове индивидуальный предприниматель попыталась оправдаться – заявила, что людей погубила трагическая случайность, и она к этому отношения не имеет. Также Горчакова выразила соболезнования родственникам погибших. В качестве оправдания бизнес-вумен заявила, что ее ИП за один год принесло государству доход в 600 тысяч рублей (видимо, речь шла о налогах с оказываемых услуг). «Я провела пять недель в тюрьме и год под домашним арестом. Никому такого не пожелаю. Я невиновна, прошу меня оправдать», - заключила Горчакова. 

Адвокат обвиняемой – сам в прошлом пилот на легкомоторных судах – заявил, что перевозка не была коммерческой, поскольку судно сдавалось в аренду с экипажем. В роковой полет должен был отправиться другой летчик, а погибший Шапочкин заменил его по собственной инициативе.

Лучше бы адвокат об этом не вспоминал. Вместо Шапочкина действительно должен был лететь другой пилот — по нашим данным, некто Назаров. Но еще неизвестно, чем бы закончился полет в этом случае. Ведь именно летчик Назаров в свое время совершил абсолютно дикий трюк: взмыл в воздух с… привязанным скотчем к фюзеляжу вертолета пассажиром! То была безумная выходка блогеров — снять шокирующий контент, и авиатор легкомысленно «подписался» на их предложение. К счастью, тогда никто не пострадал, но уголовное дело все равно было возбуждено, Назаров заплатил штраф. Вот тут-то и лишить бы его прав на управление летательными аппаратами! Увы, хулиганства в воздухе продолжились. За тем же Назаровым числится еще один косяк: в ноябре 2020 года, катая пассажиров, он дал одному из них порулить. И тоже обошлось без последствий, дело закрыли за примирением сторон.

Еще один пилот ИП «Горчакова» — некто Сизов — возил такую же экскурсию над Москвой. За 25 тысяч рублей, между прочим. В полете вертолет «Кондор-М» зацепил линию электропередачи, потерял управление и каким-то чудом сел в поле. Тогда обошлось без жертв, дело опять-таки было прекращено по взаимному примирению.

Наконец, Шапочкин…. Конечно, о мертвых принято говорить либо хорошо, либо ничего. И все же упомянем еще один факт: Александр не имел права возить туристов. Свидетельство коммерческого пилота на день катастрофы у него было просрочено, а значит, катать пассажиров за деньги не мог. Но все же рискнул. И заплатил за это своей жизнью, а заодно жизнями Семена и Христины.

Знала ли об этих безобразиях Татьяна Горчакова? Не могла не знать. В авиации она не новичок: ИП работает с 2014 года. И кто мешал разобраться с пилотами-хулиганами, не доводить дело до ЧП?

Вполне логично, что доводы защиты не имели успеха. Суд приговорил Горчакову к 3 годам лишения свободы в колонии общего режима с запретом на занятие определенными видами деятельности также на 3 года. Также решено удовлетворить гражданские иски потерпевших.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах