Вопрос с пострадавшими от стихии, сейчас размещенными в отелях курортной зоны, местным администрациям следует решить к середине марта – таково распоряжение сверху. Задачка не из простых: в одной только Анталии сейчас около 75 тысяч беженцев. Тем временем, согласно официальному сообщению AFAD (Управление по ликвидации последствий стихийных бедствий), в 21.22 в понедельник землетрясение магнитудой 4,1 произошло в Эгейском море недалеко от курорта Измир.
- Гиды успокаивают, что не такое сильное, как в Хатае, Адиямане, и Кахраманмараше, где было более 7 баллов, - отвечает на вопрос об обстановке и настроении на курортах россиянин, находящийся в Измире. – У нас все тихо, но вот в Фоче (прибрежное поселение в 70 км от Измира – авт.), говорят, была паника, все выбежали из отелей и домов. Теперь наши вновь начали изучать прогнозы, от которых только недавно отвлеклись.
А в прогнозах ничего радостного: в зоне риска новых подземных толчков, по мнению турецких же геологов, 45 из 81-й провинций страны, включая Стамбул и курортные Анталию, Бодрум, Мармарис и Измир. И это дополнительно осложняет проблему с беженцами, варианты решения которой уже предложены.
- Наши газеты пишут, что беженцев переведут в отели горнолыжных курортов, - говорит коренной житель Анталии Уфук. – Там как раз заканчивается сезон. Но нам тут не кажется это реальным. Во-первых, в горах отелей гораздо меньше, чем на побережьях. Во-вторых, в горы сложная дорога. К тому же горнолыжные курорты тоже в зоне риска, там еще и лавины могут сходить.
Действительно, по оценке местной туротрасли, отели горнолыжных курортов, которых в Турции 3 крупных и несколько маленьких, в общей сложности могут принять 15 тысяч человек, что в 5 раз меньше, чем в одной только Анталии.
- Еще частным лицам предлагают сдать на год часть своего жилья беженцам, - добавляет Уфук, - а аренда и коммунальные платежи будет оплачиваться из казны губернатора. Думаю, на это многие бы пошли – и коммунальные платежи без конца растут и съедают пол-бюджета, и пострадавшим хочется помочь. Но как стали выяснять, оказалось, что под «частью жилья» чиновники имеют в виду отдельный дом, а не часть своего собственного. Но пустующие отдельные дома есть далеко не у всех. А у кого есть, сдают их не беженцам, а туристам.
Эту мысль подтверждает и турецкая пресса: программа «Мой дом – твой дом», на вид заманчивая, собрала менее 10 тысяч желающих сдать жертвам стихии свои отдельные дома.
- Все было так хорошо! – говорит хозяин маленького отеля в Сиде. – Газеты только и печатали, как быстро наша туротрасль оправляется от пандемийных убытков! И тут такое... Туристы не едут – из страха перед новыми толчками. И сами турки, у кого есть возможность, уезжают за границу из зон, объявленных сейсмоопасными. Но мне некуда бежать.
- Поедете домой? – интересуюсь у релокантов из РФ, обосновавшихся в Измире. – Газеты пишут, что следующий Измир.
- Домой точно не поедем, но вот Баку рассматриваем.
Тем временем глава турецкого JMO (Палаты инженеров-геологов) геофизик Байрам Али Челтик уточнил, что, когда говорят об угрозе курортным городам Турции, речь идет обо всем побережье - 640-километровой береговой линии, на которой сосредоточены все курортные поселения и отдельно стоящие большие отели.
«Демре, Финике, Кемер, Манавгат, Серик, Аланья — все эти районы построены на аллювиальном грунте, а значит, там ожидается самый разрушительный эффект от землетрясения», - заявил ученый турецкой прессе. И добавил, что в уже пострадавших регионах до сих пор продолжаются афтершоки – остаточные толчки, их уже насчитали более 7200 после «основного» землетрясения. По данным AFAD (турецкого МЧС) их ощутили жители и туристы 11 пока не затронутых стихией провинций страны, включая Трабзон, Ризе, Орду, Гиресун и Гюмюшхане в районе Черноморского побережья. А голландский сейсмолог Френк Хугербитс тем временем предупреждает, что новая беда на турецкую курортную зону может обрушиться уже в промежутке со 2-го по 7-е марта.