Александр Сокуров. член СПЧ, режиссер:
– Я пенсионер питерский. На днях получил очередную квитанцию за коммунальные платежи. Потерял сознание, до сих пор не могу прийти в себя. Так и гробовые деньги меня заставят потратить.
Станислав Садальский, актер:
– Копить бессмысленно. Я уже копил в 90-х, собрал 100 тысяч – думал, на всю жизнь хватит, меня государство обокрало. Потом начал валюту собирать, сейчас счета арестовали, я ничего не могу получить. Меня согревает пословица «загад не бывает богат». Живи сегодня, здесь, сейчас, как завещал Станиславский.
Дана Борисова, телеведущая:
– У меня была финансовая подушка около 4 млн рублей – немножко в акциях и на хорошем счете, который я не беспокоила. И у меня эта стабильность была долгое время, я была спокойна и уверена, но с началом спецоперации все настолько поменялось, в разы стало меньше съемок. Лето было ужасное, без работы, фактически все сбережения я потратила на родителей и дочь, поэтому финансовая подушка на два месяца меня ужасает. Жизнь поменялась за этот год, но я ко всему приспосабливаюсь и стараюсь не накручивать себя.
Анастасия Волочкова, балерина:
– У меня нет черных дней. Каждый мой день – светлый и праздничный.
Алексей Кортнев, певец:
– Ну, это впрямую зависит от того, насколько растянутся «черные дни». Думаю, нашей многодетной семье накоплений хватит на полгода. Во всяком случае, во время карантина, связанного с пандемией, я и мои коллеги просидели ровно полгода вообще без работы. И ничего, не околели!
Семен Альтов, писатель-сатирик.
– Если день по-настоящему черный, накопления уже не понадобятся.
Юрий Лоза, певец:
– Как человек, имеющий высшее экономическое образование, могу заявить, что держать деньги в деньгах абсолютно неправильно. Условие существования любой экономической системы, это движение денег, но если система долго сохраняет стабильность, денежная масса начинает скапливаться под матрацами. Для того, чтобы поднимать эту массу, устраиваются кризисы и девальвации. Именно поэтому я и не держу никаких больших денег про запас, а или покупаю что-то нужное, или помогаю кому-либо.
Дмитрий Потапенко, экономист:
– Сегодня это «ноль», завтра могут быть миллионы. На черный день мне нужно немного, я непритязательный. Другой вопрос, сколько нужно будет моим детям и моей семье. Могут потребоваться десятки тысяч долларов. У меня двое престарелых родителей, теща, супруга, трое детей. Ключевой вопрос – как себя чувствуют родные и близкие? Сейчас до черного дня далеко.
Лев Гудков, социолог:
– Мне лично хотелось бы иметь ресурс на 5 лет ежемесячных расходов.
Анатолий Вассерман, депутат Госдумы:
– Не накапливаю: мне проще зарабатывать.
Светлана Журова, депутат Госдумы:
– Я каждый месяц откладываю деньги, чтобы была возможность их потратить на отпуск, купить необходимое детям для спорта или если кто-то заболеет и благотворительные траты. А еще я никогда не беру в долг и в кредит! Поэтому коплю, как Плюшкин. У меня всегда должна быть заначка! На мне же два сына и мама. Я в семье один добытчик!
Нина Останина, депутат Госдумы:
– Наверное, удивлю заранее настроенных критически читателей, если скажу, что, как отношу себя к тем самым 40,5% россиян, живущих только на зарплату. Больше того, понимая, что у большинства людей не только «черные дни», но месяцы и годы, мы, депутаты-коммунисты, 30% своей зарплаты сдаем в партийный Фонд помощи населению. На эти деньги мы уже 8 лет отправляем гумконвои в ЛДНР, помогаем малоимущим семьям, нашим ветеранам.
Хотя все это должно быть делом государства – от размера пенсии и стипендии не ниже 40-50 тыс. руб. – до зарплаты, на которую можно жить всей семье, а не выживать. Выход прост: национализировать природные ресурсы, ввести прогрессивное налогообложение, чтобы не только депутаты-коммунисты, но все депутатское сообщество страны платило в бюджет 30%, освободив при этом от подоходного налога учителей, врачей и всех, кто получает меньше 70 тысяч рублей. А для начала распечатать средства ФНБ, которые, по словам правительства, были предназначены на «черный день». Похоже, для власти он еще не наступил, а для народа не отступает вот уже третий десяток лет.
Андрей Туманов, экс-депутат Госдумы, главный редактор издания «Ваши 6 соток»:
– Какую цифру ни назови, все равно не угадаешь. А если угадаешь, все равно не хватит! Но если бы имел возможность откладывать и спокойно хранить денежные средства, миллионов 10 мне придали бы уверенности в завтрашнем дне. Хотя и принесли бы другое беспокойство! Любое собрание заначки – это всегда потеря части! Благодаря той же инфляции… Скрытой и признаваемой.
Валерий Рашкин, экс-депутат Госдумы:
– Без разницы, какая сумма, в черный день она не спасет. Сколько бы не было средств у граждан Российской Федерации, этих средств все равно не хватит, потому что черный день – это огромная черная пропасть неизвестно какой глубины.
Чтобы избежать черного дня нужен другой социально-экономический курс, нужна справедливость от властных структур. Нужно прекратить чморить народ и дать возможность развиваться бизнесу и нашей экономике. Чтобы суды не злоупотребляли телефонным правом.
Наша страна спасется от черного дня только при социализме – другого варианта просто нет. Нам нужен мир над головой и свобода, тогда черный день не наступит, а если он и будет, то пройдет быстро.