Пока наша соотечественница не начала работу в воздухе, называть себя и авиакомпанию она не может, но в общих чертах процедуру трудоустройства описала. Трудилась бухгалтером в торговой сети, увидела объявление на сайте авиакомпании, отправила резюме, в ответ пригласили на собеседование.
- Не удивились там твоему возрасту?
- Чему тут удивляться, в США до сих пор летает 86-летняя стюардесса, а средний возраст бортпроводниц 46 лет. Отбор я прошла, сейчас на тренингах. Из 150 человек в моем классе примерно 20% 50-60 лет, около 40% - 35-40 лет, до 35 единицы. На возраст не смотрят, это не главное.
- А что главное? По каким критериям отбор проходил?
- Надо быть в состоянии поднять тяжести, дотянуться до определённой метки на двери и уместиться на сиденье для стюардессы.
- А опыт работы? А медкомиссия?!
- Медкомиссии нет. Только ковид-вакцину надо, но можно отвод сделать. Еще на некоторых направлениях могут потребоваться прививки от местных заболеваний. Опыт не нужен, всему научат на 6-недельных курсах. Занимаемся очень интенсивно: 6 дней в неделю по 12 с лишним часов. Изучаем устройство лайнера, оказание медпомощи, обеспечение безопасности, действия в экстренных ситуациях, эвакуацию с борта за несколько минут и психологию – как убедить, как успокоить и т.д.
Поскольку такое я слышу впервые, то невольно начинаю мучиться сомнениями:
- А тренинг этот платный? Есть гарантия, что по его окончании ты получишь работу? Или просто корочку выпишут – и летай, где хочешь?
- Тренинг бесплатный, только для прошедших отбор. По окончании экзамены. Кто сдаст, приступает к работе в воздухе.
- И сколько ты будешь получать?
- В прошлом году начинающим бортпроводникам платили $32 тысячи в год (около 200 тыс руб в месяц – авт.) плюс бонусы, в этом году добавили еще 5%.
На сайте авиакомпании и впрямь от 15 февраля сообщение о прибавке к жалованью: с 1 апреля перевозчик намерен «снова инвестировать в своих сотрудников, прибавив 5% к зарплате каждого – от пилотов и бортпроводников до наземного персонала».
- Они не реже двух раз в год зарплаты повышают на 4-5%, - радуется новоиспеченная стюардесса. – А опытные стюардессы зарабатывают полмиллиона в месяц, если на рубли.
Согласно американским рейтингам, этот авиаперевозчик действительно лидирует в отрасли по «гуманитарным ценностям» - по уважению к сотрудникам и соискателям, размеру и регулярному повышению оплаты труда, социальной ответственности и способности привлекать заинтересованных людей и развивать их способности. «Это заслуженное повышение - прямой результат ваших усилий, - комментирует очередное денежное поощрение гендиректор. – Наши сотрудники - лучшие в своем бизнесе, только благодаря вам мы взмываем в небеса за лучшим будущим!»
Однако такой милой эта авиакомпания была не всегда. По словам нашей соотечественницы, в качестве анти-примера тут хранят свое же объявление о найме стюардесс от 1965-го года: «Требуются незамужние и прежде не бывшие замужем девушки от 20 до 26 лет с мировыми стандартами фигуры, длинными прямыми ногами, ровными зубами, сияющей гладкой кожей и отменным здоровьем. Успешная кандидатка должна понимать, что не сможет выйти замуж до пенсии, на которую выйдет в 30-32 года, когда с замужеством уже могут быть серьезные проблемы».
- Сейчас бы они вмиг обанкротились после такого объявления, - говорит наша соотечественница. – Описывают женщину, как лошадь! А комментарии о сложностях с замужеством после 30 вообще за гранью!
Ну ничего, зато сейчас главное - уместиться на сиденье. А в стюардессы в ряде авиакомпаний берут аж до 80 лет. 86-летняя Бетт Нэш из Бостона попала в Книгу рекордов Гиннесса как «самая старая стюардесса в мире».
- Бетт пришла к нам 65 лет назад, в 1957-м, - рассказывают в офисе национального авиаперевозчика, прославившегося возрастной бортпроводницей. – Летать она будет, сколько ей самой позволят силы, здоровье и желание.
- А если бы она к вам в 80 пришла?
- До 80 еще взяли бы, а после уже нет. После 80 уже тяжело воспринимается обучение. А кто уже обучен, может и на 9-м десятке спокойно летать.
Пассажиры обожают «свою Бетт», а некоторые даже нарочно берут билеты на рейс Нью-Йорк-Бостон-Вашингтон, на котором она сейчас работает, чтобы с ней поболтать. А у нас труд стюардесс всегда относился к «профессиям повышенного риска для здоровья».
- Я летала в последние годы Советского Союза, - рассказывает экс-бортпроводница. – Поэтому на пенсию вышла не до 40, как было в начале 80-х, а в 49. Но в последние 7 лет меня списали на землю – в наземный персонал. Сейчас мне 58, пенсия 10500 руб.
- Заработок и пенсия российских бортпроводников зависят от рейтинга авиалиний, где они трудятся, - делится бывший бортпроводник. – Еще от трудового стажа, почасового налета, от типа рейсов, которые обслуживаешь, от знания английского. У некоторых авиакомпаний свои требования. Если взять нашего нацперевозчика, то сразу после обучения зарплата бортпроводника 15-20 тыс. руб, а с опытом может доходить до 100 тыс руб в месяц. Средний месячный оклад 40-55 тыс. руб. Пенсия же зависит от стажа и величины страховых взносов. В среднем 20-25 тыс. руб. Бортпроводники имеют право на досрочную пенсию: женщины в 45, если пролетали не менее 7 лет и 6 месяцев, мужчины в 50, если отработали в воздухе 10 лет.
Что же требуется от россиянок, чтобы стать стюардессами этой самой отечественной авиакомпании? «Девушка 18-27 лет, рост от 165 см с привлекательной внешностью и свободным английским. Требуется хорошее здоровье, отсутствие заболеваний в хронической форме и аллергических реакций (проводится медосвидетельствование), приятная дикция и хорошо поставленная речь... Успешная кандидатка не должна иметь каких-либо внешних дефектов кожи и татуировок на теле». При наличии вакантных мест авиакомпания объявляет конкурс, соискатели места бортпроводника проходят собеседование и медосмотр. Успешно их прошедших направляют на курсы от авиакомпании, по окончании которых экзамены. Сдавшие их отрабатывают 30 часов в воздухе в качестве стажеров под руководством инструктора, после чего допускаются к самостоятельной работе. В описании успешной кандидатуры в стюардессы «как лошади» российский работодатель ничего зазорного не видит:
- Здоровые, красивые, молодые женщины способствуют душевному спокойствию пассажира.
И при таких вот требованиях звездные авиапассажирки умудряются в своих блогах называть российских стюардесс «неповоротливыми телами, которые в случае чего заблокируют проход». А авиадебоширы их кусают, как недавно нетрезвая пассажирка рейса Ставрополь-Москва, которой бортпроводники помешали курить. Ну как в таких условиях «стюардессить» до 80? И вообще не опасно ли женщине после 50 работать в воздухе? И для нее самой, и для пассажиров?
- В советское время требования по здоровью к стюардессам были очень жесткие, почти как к пилотам, - вспоминает бывший член медкомиссии в гражданской авиации. – С бронхиальной астмой, давлением выше и ниже нормы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, дисфункцией щитовидки, варикозом, аллергией, миопией комиссию было не пройти. Плюс всякие сложные стресс-тесты. А всякие сбои в здоровье чаще проявляются как раз после 50. А тут все время на ногах, смена часовых поясов, эмоциональное и физическое утомление, перепады высоты и давления – организм женщины 50+ может повести себя непредсказуемо. За возрастных стюардесс только гинекологи и психиатры. Первые не рекомендуют женщинам идти в стюардессы до родов: перегрузки, получаемые женским организмом при работе в воздухе, часто потом мешают нормально выносить ребенка. А вторые отмечают, что «списанные на землю» бортпроводницы чаще страдают от тяжелых депрессий, так как им сложно встроиться в земную жизнь.
Требуются долгожительницы
В типично женских профессиях, на старте подразумевающих молодость, сегодня уже никого не удивляет профессиональное долголетие: до солидного возраста танцуют балерины (Майя Плисецкая выходила на сцену до 75 лет), участвуют в ледовых шоу фигуристки, шагают по подиуму модели, не говоря уж о неувядающих певицах и актрисах, многие из которых с возрастом будто бы только молодеют. В Амстердаме до 70 лет трудились сестры-близнецы Луиза и Мартина Фоккенс… в качестве ночных бабочек на улице Красных фонарей. А британка Милли Купер в этом амплуа даже попала в Книгу рекордов Гиннесса: выйдя на панель еще во время Второй мировой войны, она оставалась в секс-индустрии до 96 лет. Ее общий трудовой стаж в качестве секс-работницы превысил семь десятков лет.
Но все эти профи-долгожительницы нащупали свою стезю еще в ранней юности и не ошиблись, раз продержались на ней десятки лет. Но вот в какую из сфер, где до недавнего времени главным требованием была (и во многих странах поныне остается) молодость, сегодня может прийти женщина в любом возрасте? И не просто прийти, но и начать работать, как стюардессы 50+ в США?
Британия гордится своей самой возрастной балериной: англичанка Дорин Пичей осуществила свою детскую мечту, поступив в Королевскую академию танца в 71 год, и окончила ее, блестяще сдав все экзамены. Ведущие театры новоиспеченную балерину на восьмом десятке, правда, не ангажировали, но в студенческих спектаклях ее задействовали.
— У нас дизайнеры время от времени ищут возрастных моделей, — рассказывает русскоязычная жительница Лос-Анджелеса. — Не постаревших топ-моделей, а именно новеньких «из народа» от 50 и старше. Причем не только американок — гражданка любой страны, подписанная на соответствующую рассылку, может прислать свои фото. Другое дело, что в последнее время в моде азиатский тип женщины «без возраста». Это расчет на японский и китайский рынки, где основные потребители дорогих брендов как раз возрастные, а молодежь у них в поте лица зарабатывает на безбедную старость, им не до новых коллекций.
Опрос показывает, что в любом возрасте можно попасть и в актеры дубляжа (озвучки), если отвечаешь определенным требованиям создателей фильма.
— Мне за 50, а озвучиваю я 20-летнюю героиню, — делится россиянка, давно проживающая в Германии. — Режиссер искал женский голос со свободным немецким, но чтобы сохранился русский акцент. Прослушивали многих, в основном близких по возрасту к героине, но взяли меня. Говорят, у человека не стареет только голос, при условии отсутствия каких-либо специфических заболеваний, конечно. Вот и мой голос сочли достаточно молодым, и акцент как раз такой, какой надо.
Но, как показывает изучение вопроса, наиболее толерантной к возрасту соискательниц среди профессий, в которых у молодости вроде бы все преимущества, оказалась самая древнейшая. Причем в возрастном рубеже, до которого можно не продолжать, а именно начать «катиться по наклонной» в сферу торговли собственным телом, лидируют Россия и Индия. Россия, правда, лишь на основе частных объявлений в Рунете, в которых «менеджеры» набирают «эскорт», исходя из запросов клиента. И судя по «описаниям вакансии», клиентов время от времени «пробивает» на нимф от 60 до 75 лет, причем желают «не испорченных» — то есть без многолетнего опыта тяжелого панельного труда. Но если посты в соцсетях можно принять за шутку или причуды отдельных извращенцев, то в Индии все по-настоящему. В Мумбае, где базируется главная азиатская «фабрика грез» — киностудия Болливуд, по официальной статистике, трудятся самые старые в мире проститутки.
— Есть даже настоящие долгожительницы, которым перевалило за сто лет, — не без гордости делится житель Мумбая, работающий инженером на одной из студий Болливуда. — Здесь у нас много богемы, а у них свои причуды и моды. Одно время в тренде были «девочки-долгожительницы». В районе старого базара у нас тоже старые путаны, но те не для богемы, а для бедняков, у которых на молодых денег нет.
Выясняется, что при индийских традициях сватовства и брака молодые женщины оказываются на панели крайне редко — если только сбегут из дома или круглые сироты без родни, что в Индии тоже редкость. А те, кто все же оказывается, — штучный товар, стоящий недешево. Зато пожилым женщинам, потерявшим мужей, терять уже нечего.
— Раньше в деревнях вдовы сжигали себя вместе с телом покойного мужа, — поясняет мумбаец. — Но теперь это считается пережитком.
— И вместо этого они идут в путаны?!
— Ну, кормиться им как-то нужно. А если женщина вдруг пережила всех своих близких, кто ей поможет?
В подтверждение своих слов собеседник показывает видео. Мумбайский вечер, кишащий, словно привидениями, фигурами в темных тряпках, возникающими из самых неожиданных мест — из мусорных баков, из-под скамеек, из старых брошенных машин. Это на свою ежевечернюю службу выходят мумбайские путаны-долгожительницы. Вот самая пожилая из «девочек»: на голове корзина, из нее торчит циновка, мятая простыня и бурое полотенце. Как ни странно, клиент находится очень быстро, на вид ему не больше 40. Возрастная фея мигом уводит его в сторону старого базара.
— Заведет за ближайший пустой прилавок, разложит циновку, кинет на нее простыню и молча ляжет, — комментирует действо коренной мумбаец. — Стоит сие эротическое приключение всего 100 рупий, а если поторговаться, то и меньше. Вот вы смеетесь, а от старых и дешевых путан сплошная польза: меньше изнасилований. Ведь жениться индийцу очень дорого, а без брака честные девушки на любовь не соглашаются. И что делать молодому парню, которому естество не дает спокойно жить и работать?
А кушать-то хочется каждый день, вот и пашут бедняжки, снимая клиентов при базарах и обслуживая в трущобных «нумерах», в которых «люкс» — это домик из фанеры, а «стандарт плюс» — коробка из-под телевизора. И, если верить очевидцам, многие мумбайские ночные бабочки трудятся вплоть до естественной смерти от старости прямо на рабочем месте. Вот такой антиэйджизм по-индийски.