Предложения не лишены здравого смысла. Все мы не раз слышали и читали о возвратах детей в детдома. Или о недобросовестных опекунах, которые берут детей ради выгоды в виде пособий и соцльгот. Или ради получения жилплощади, или как рабочие руки… В комитете ГД по делам семьи, женщин и детей законопроект одобрил. Часть экспертного сообщества солидарна.
- У нас большое количество социальных сирот, особенно в регионах, остро стоит проблема бытового насилия, – говорит юрист Станислав Попов. – Мне кажется, что подобный проект нужен, только его следует скорректировать. Есть там и положительные вещи, вроде правила «один ребенок в одни руки»…
Речь идет о предложенном депутатами запрете на единовременную передачу под опеку и попечительство нескольких детей (если они не братья и сестры, для тех предложен отдельный механизм. – Авт.). Как раз в качестве меры борьбы с дармовой рабсилой для некоторых «воспитателей» и охотниками до детских льгот, квартир и пособий.
Что до других аспектов, то правовой комитет в Совфеде выступил против законопроекта. «Эти изменения касаются ограничения прав «потенциальных» усыновителей ребенка, – говорит Андрей Клишас. Есть мнение, что принятие поправок еще больше забюрократизирует непростую процедуру усыновления…. «По требованию граждан» Совет Госдумы пока снял «острый законопроект» с рассмотрения.
Какие еще конкретные изменения в законы о семье вызвали у депутатов и экспертов такую резкую реакцию? Например, обязательное социально-психологическое освидетельствование не только усыновителей, но и всех совместно проживающих лиц, включая детей возрастом старше 10 лет. Специальные программы подготовки к принятию в семью детей-сирот даже для близких родственников. Усиление контроля органов опеки за воспитателями и условиями проживания при помощи средств цифровизации, таких, как единый госпортал услуг. И даже создание «сертификата ключа проверки» для воспитывающей семьи. А ну, как зависнет…
Более детальное изучение пояснительной записки к проекту закона показывает, что основной причиной появления поправок названы возвраты детей в детдома. Мол, из общего числа взявших на воспитание детей-сирот — 1% возвратов. Из этого числа более половины решений об отмене опеки, попечительства или патроната приходится на долю принимающих семей. Кстати, про родственников в этой части вообще речи не ведется.
- Есть открытые данные, и они публикуются, – говорит социолог Павел Круглов. – Численно это выглядит так: 2834 случая возвратов в детдома в 2020 году в РФ и 3160 в 2021-м. Если смотреть статистически, то возвратов по желанию опекунов-попечителей в России 0,6-0,7% всего. Для количественного сравнения – в 2020 году России было всего 390 900 детей-сирот. 351 200 из них воспитывались в семьях.
- Первое впечатление у меня от этой инициативы – очередное «подкошмаривание» будущих приемных родителей, – говорит специалист в сфере социального сиротства, писатель Александр Гезалов. – Вместо того, чтобы дать будущим родителям знание, и еще поддержку… Во-первых, сразу возникает вопрос, кто будет освидетельствовать и как. У нас сейчас даже психологи, которые хотят взять ребенка в семью, не проходят тестов у других психологов. А для родственников, несомненно, тестирование все сильно усложнит. Второе: подготовка и так уже есть. Все, кто хотят взять ребенка в семью, проходят Школу приемных родителей. После нее еще и тестирование проходить, что ли?
- А на базе чего такие школы работают?
- Чаще всего они организованы при Центрах содействия приемному воспитанию. Я так понимаю, что по задумке авторов проекта эти же Центры и будут заниматься тестированием-анкетированием. Привлечение других специалистов — очень дорогая услуга. Тогда точно усилится бумажная волокита. И будет опять все делаться на глазок. И третье – также ни для кого не секрет, что сотрудники органов соцзащиты, опеки выгорают. И, через какое-то время перестают понимать, что они спрашивают и зачем. Я считаю, что здесь надо не спешить и тщательно проанализировать: сколько возвратов у нас есть, по каким причинам? Знаю, что из родственных семей чаще возвращают бабушки, не справляются. Какие еще есть проблемы в семьях, почему возвращают молодые родственники, например? Мониторинга проблем родственной опеки не ведется. А родственники у нас часто берут опеку, потому что так ребенок получает квартиру. Усыновление по этой причине практически остановилось…
- При взгляде изнутри, какие изменения в системе необходимы?
- Нужен апгрейд службы сопровождения и службы подготовки. Вот, к примеру, какие-то проблемы в семье выявили, и что? Мы сопровождать будем или отбирать?..
- А для уменьшения бюрократии что надо сделать? Нередко, люди годами не могут взять ребенка. Почему так долго?
- В документообороте по-прежнему очень мало электронной документации. Все на бумаге. И некоторые документы со временем утрачивают силу, их заново приходится делать. Например, справка об отсутствии судимости, она полугодовая. Срок выходит, надо делать заново. И так далее. Еще бюрократии способствует высокая нагрузка на сотрудников, которые и сиротами занимаются, и неблагополучными семьями, и бог весть кем еще. У исполнителей перенагрузка, вот и долго. Текучесть кадров, слабая подготовка, низкое финансовое обеспечение…
- А для самих детей-сирот, для соблюдения их прав что сейчас нужно сделать?
- Нужно, чтобы дети гораздо быстрее попадали в семьи, – для этого и следует снизить бюрократические барьеры. Нужно разбирать детей до того, как они попадают в эти ЦССВ-приюты (центры содействия семейному воспитанию. – Авт.), детские дома и т.д. Оттуда уже их не вырвешь. И время нахождения ребенка в соцсистеме надо сокращать до минимума. Потому как если попал, на него завели финансирование, и система если отдаст, то со скрипом. И надо, чтобы усыновленный ребенок мог получать такие же социальные права и льготы, как приемный. Квартиру бы получал, такое же социальное обслуживание. Вот это сейчас вопрос номер один в интересах детей-сирот.