Информация о том, что интернет-магазин, снабжающий продуктами обитателей мест не столь отдаленных, переименован, появилась в понедельник, 16 января. Название «Сидим-едим» стало едва ли не самой бурно обсуждаемой новостью, не связанной со СВО. Среди тех, кто критиковал, были даже отдельные адвокаты. Посыл критиков прост: название звучит издевательски, особенно если учесть, что интернет-магазин принадлежит государственному унитарному предприятию. Но пресс-служба ФСИН тут же поспешила опровергнуть связь ведомства с фирмами по продажам продуктов заключенным и осужденным.
На официальном сайте ФСИН появился целый раздел, где вывешен полный список организаций, которые в своих названиях имеют аббревиатуру «ФСИН» (как с большими буквами, так и с маленьким). В перечне 33 позиции, включая известные всем родственникам арестантов порталы «ФСИН-письмо» (электронные письма в колонии и СИЗО), «ФСИН. Свидание» (запись в электронную очередь на свидание) и «ФСИН атлас» (путеводитель по всем тюремным учреждениям страны). Больше десятка предприятий, вошедших в список, занимаются продажей товаров за решетку. И тут же возник новый вопрос — неужели обеспечение зэков провизией и вещами первой необходимости за деньги отдано на откуп чисто коммерческим фирмам?
- Именно так, - поясняет наш источник во ФСИН России. - Всего сейчас существует лишь 4 ФГУПа. Одно из них самое известное ФГУП «Калужское». Но сейчас и там прошли преобразования, и услуги оказывает акционерное общество.
А вообще все остальные предприятия - это различные ООО. Каждое из них заключает договор с конкретной колонией или СИЗО. Но это не означает, что оно работает бесконтрольно. Весь ассортимент товаров и услуг согласовывается. Поставщик несет ответственность за качество и безопасность. Однако ФСИН не вмешивается в его деятельность, касающуюся работы сайта или названия. Кстати, что не так с последним?
Как оказалось, есть даже вольный ресторан с точно таким же названием «Сели-поели». Работает он на Урале, который с советских времен считается тюремным краем. Так что авторы ребрендинга как минимум не могут претендовать на оригинальность.
Правозащитники (включая автора этих строк) ничего оскорбительного в названии не увидели. А вот цены на товары, которые продаются за решетку, таковыми можно было бы посчитать. Стоимость продуктов в самых разных интернет-магазинах (напомню, их больше десяти) на многие позиции завышена. Это, судя по всему, станет предметом для отдельного разговора ФСИН с поставщиками.