МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Око государево: чем стоит заняться российской прокуратуре в ближайшем будущем

Ей придется взять на себя и те вопросы, которые регулировались международным законодательством

12 января российская прокуратура отмечает свой профессиональный праздник — День работника прокуратуры. За свою уже достаточно продолжительную профессиональную деятельность мне довелось иметь дело со множеством представителей прокуратуры самого разного уровня. Как и предписывает статья 123 Конституции Российской Федерации, в абсолютном большинстве случаев мы были процессуальными оппонентами, хотя мне приходилось представлять в делах и потерпевших. Тогда мы оказывались с прокурорскими работниками на одной стороне, и я наблюдал их работу, хотя бы отчасти, изнутри.

Фото: Кирилл Искольдский

Разумеется, в состязательном процессе, особенно в сложном и тяжелом, отношения с процессуальным противником складываются по-разному, но всегда я видел профессиональный подход и тщательную подготовку к делу. Может, мне просто так повезло, но я не припомню ни одного случая за все годы своей работы, чтобы мой процессуальный оппонент не знал до тонкостей обстоятельства дела, которое он представлял, что, увы, иногда мне приходилось видеть у некоторых прочих участников процесса. И у многих представителей прокуратуры, хоть и они и являлись моими противниками, было чему поучиться.

Так что от себя лично я пожелаю работникам прокуратуры прежде всего здоровья, жизненных сил и терпения на их очень непростой работе, а вот о пожеланиях организации в целом скажу чуть ниже.

Именно 12 (23-го по старому стилю) января 1722 года указом Петра I была учреждена Российская прокуратура. Не откажу себе в удовольствии его процитировать: «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Задача Петром I была поставлена «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Представляя сенаторам первого генерал-прокурора Павла Ивановича Ягужинского, Петр I дал свое знаменитое определение прокуратуры, которым мы пользуемся и сейчас: «Вот око моё, коим я буду всё видеть».

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.

После Октябрьской революции первое «Положение о прокурорском надзоре» было принято Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) в 1922 году — в составе Народного комиссариата юстиции была Государственная прокуратура, на которую возлагались широкий круг надзора за законностью, поддержание обвинения в суде и ряд других функций. В 1933 году прокуратура стала самостоятельным органом — прокуратурой СССР, каковым является и сейчас. Думаю, именно тогда статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти стал таким, каким мы привыкли его видеть. Круг полномочий прокуратуры еще более расширился, при том что ранее, в 1923 году, помимо надзора за разными сторонами деятельности государства и общества прокуратура получила право законодательной инициативы, которого в настоящее время у нее на федеральном уровне, увы, нет.

Вообще, советское время, на мой взгляд, можно считать временем расцвета прокуратуры в нашей стране, когда ее важность, полномочия и сферы деятельности были самыми объемными. Прокуратуре посвящались отдельные статьи в Конституциях СССР 1936-го и 1977-го годов, а статья 9 закона о прокуратуре СССР закрепляла за Генеральным прокурором СССР право законодательной инициативы.

Современное, постсоветское законодательство о прокуратуре берет свое начало с закона 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации». К сожалению, с этого времени, с учетом проводимых в стране экономических реформ, полномочия прокуратуры и ее влияние не без участия государства стали сокращаться. Так, в законе 1992 года был упразднен надзор за исполнением законов гражданами и установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Прокуратуре посвящена статья 129 ныне действующей Конституции РФ, в которой указано, что это система органов, «осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции».

В 2011 году была проведена, на мой взгляд, весьма спорная реформа, в соответствии с которой прокуратура перестала осуществлять предварительное расследование уголовных дел, ранее отнесенных к подследственности прокуратуры, и в ее штате исчезли следователи, а функции следствия в этой части были переданы Следственному комитету РФ, который также стал самостоятельной организацией.

К сожалению, фактически у Генеральной прокуратуры РФ сейчас нет права законодательной инициативы, а есть лишь право вносить свои предложения в соответствующие органы представительной власти. Существенно сокращены, можно сказать, сведены к минимуму функции надзора за следствием. Прокуратура, на мой взгляд, перегружена выполнением второстепенных функций в ущерб главной — собственно надзору за законностью во всех сферах. Такое впечатление, что роль прокуратуры в 90-х, да и позднее, специально принижалась, чтобы некоторые граждане чувствовали себя свободнее и вольготнее совсем не в тех сферах, в которых это желательно государству и обществу.

Сейчас времена очень сильно, можно сказать, принципиально изменились. Роль государства во всех сферах нашей жизни возрастает, и это правильно — так бывало всегда, когда Россия-СССР сосредотачивалась, чтобы решить стоящие перед ней серьезные исторические задачи. Неизбежно должна вырасти и роль прокуратуры, причем не только как надзорного органа или органа, выполняющего функции государственного принуждения (а как в государстве без этого?), но и как одного из главных защитников прав и свобод граждан. Мы видим, что отношения с Западом вообще и с Европой в частности обострились до предела, и это был не наш выбор. Высокомерный Запад после разрушения СССР напрочь разучился признавать право на собственные интересы за кем-то, кроме себя. Так или иначе, нам пришлось выйти из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека и денонсировать целый ряд европейских конвенций, из-за позиции западных стран потерявших свою актуальность. Последний пример — Президентом РФ в Государственную думу внесен законопроект о денонсации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, которая была ратифицирована Россией 25 июля 2006 года. Куда в этих случаях обращаться гражданам и организациям за защитой своих нарушенных прав? В прокуратуру, куда же еще! Фактически прокуратуре отчасти придется взять на себя и те вопросы, которые регулировались международным законодательством.

Другой пример — освобожденные территории Украины, возвращенные в состав России. Уверен, объем этих территорий будет в перспективе существенно увеличиваться, но даже на уже имеющихся после некоторой стабилизации обстановки восстановление законности потребует огромной работы. Деятельность военной прокуратуры в условиях военного конфликта и мобилизации также, как мы все видим, явочным порядком резко возросла. И такое, собственно, происходит во всех сферах нашей жизни.

При этом в настоящее время я не наблюдаю ни существенного увеличения штатов прокуратуры, ни качественного роста зарплат и других социальных гарантий прокурорских работников. Отсюда мои пожелания прокуратуре как организации — желаю существенного увеличения влияния, расширения штатов, возвращения жизненно важных для государства полномочий, от той же законодательной инициативы до более полного надзора за следствием, возвращения к лучшим российским и советским традициям, и вообще возвращения прокуратуре в полной мере ее истинного назначения — «ока государева» и нашей общей защитницы. С праздником, дорогие коллеги-юристы и процессуальные оппоненты!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах