В общем, если докопаться, то в мире, где последние годы не бывает спокойным ни дня, где продажи антидепрессантов с 2020 года выросли в геометрической прогрессии, захотеть умереть и получить на это право может, согласно канадской «концепции», практически любой человек.
Эксперты отмечают, что психические заболевания чаще находятся в запущенной форме у людей необеспеченных, которые не смогут себе позволить помощь квалифицированных психотерапевтов, и если будет введена эвтаназия только на основании психиатрического диагноза, это неизбежно приведет к большому числу бедняков, сводящих счеты с жизнью, и особенно женщин, которые часто в стрессовой ситуации предпринимают попытки суицида. Чаще всего неудачные. Теперь же они увенчаются успехом, так как им помогут профессионалы.
Эта поправка в канадское законодательство была внесена еще в 2021 году ныне мирно почившей в бозе в возрасте 96 лет королевой Елизаветой II, которая являлась в том числе и монархиней Канады, после чего правительство страны объявило, что изменения в канадском законе о медицинской помощи для смерти (MAID), то есть эвтаназии, официально вступят в силу весной 2023 года. Новая версия статьи 241.2 уголовного кодекса Канады включает изменения в правах, процедурных гарантиях и структуре для сбора данных и отчетности федерального правительства при эвтаназии.
Ранее тот, кто хотел прибегнуть к подобной процедуре, должен быть не моложе 18 лет и главное – психически дееспособным. Это означало способность самостоятельно принимать решения о медицинском обслуживании. Кроме того, просящий об эвтаназии должен был иметь тяжелое и неизлечимое заболевание, но только лишь хроническая психическая болезнь не могла считаться таковым. Также желающий эвтаназии в здравом уме и твёрдой памяти должен был подтвердить, что его решение не является результатом внешнего давления или влияния, и дать своё информированное согласие на данную процедуру.
Если психическое заболевание являлось единственным медицинским состоянием, заставляющим человека рассмотреть возможность участия в программе эвтаназии, ему отказывали.
Надо сказать, что эвтаназия на основе только психического диагноза уже разрешена, например, в Нидерландах. И там этот спорный в плане морали и нравственности момент вызывает очень острые дискуссии. Что вообще считать непереносимыми страданиями, и как их оценить?
Канадская газета National Post взяла интервью у голландского психиатра Сиско ван Вина. Он пояснил, что при неизлечимой онкологии, которая является одним из показаний к эвтаназии, «внутри тела есть что-то, что можно увидеть»: опухоли и ткани.
Но вот депрессию и другие психические заболевания при помощи томографии разглядеть нельзя. «В психиатрии всё, что у вас есть, — это история пациента, то, что вы видите своими глазами, то, что вы слышите и то, что говорит его семья», — сказал ван Вин.
Большинству психических расстройств не хватает «прогностической предсказуемости», что делает невозможным определение момента, когда психическое страдание становится действительно непереносимым. В большинстве случаев диагностика субъективна.
Вот почему ван Вин говорит, что впереди трудные времена, потому что обнаружить грань непереносимости страданий, а также определить добровольность принятия решения об эвтаназии душевнобольными людьми, практически невозможно. Понятно, что здесь есть поле для злоупотреблений. Понятно, что богатые могут иметь доступ к квалифицированной психиатрической и психологической помощи, а бедняки? Им как быть? Особенно в условиях мировой экономической и политической катастрофы?
Сколько из них может решить, что смерть гораздо лучше всех этих навалившихся проблем.
А если их семья ещё и получит какие-либо бонусы от этого решения, что они насоветуют такому родственнику?
Как пишет National Post, у канадских специалистов в области психического здоровья мнения сильно разделились. Психическое заболевание никогда не бывает неизлечимым, утверждает одна сторона. Всегда есть надежда на излечение, всегда есть что-то еще, что нужно попробовать, факт психического заболевания не должен становиться оправданием для того, чтобы разрешить человеку умереть.
Какие скандальные диагнозы могут стать основанием для эвтаназии, показала статья доктора Дженнифер Гаудиани и коллег в Journal of Eating Disorders от 15 февраля 2022 года. Статья вызвала возмущение среди некоторых ее коллег из-за предложения людям с тяжелой, стойкой анорексией разрешить доступ к эвтаназии.
Доктор Блейк Вудсайд, профессор кафедры психиатрии в Университете Торонто и бывший директор крупнейшей в Канаде программы по расстройствам пищевого поведения в больницах заявил, что, по его опыту, большинство людей с таким диагнозом все-таки можно попробовать спасти.
Из 22 человек с анорексией на протяжении не менее 10 лет и, по крайней мере, с тремя безуспешными попытками интенсивного лечения треть выздоровела, у другой трети было некоторое значительное улучшение и безо всякой эвтаназии.
Инна Ямбулатова, ответственный секретарь Гиппократовского медицинского форума:
– Право человека на жизнь является бесценным. Считать осознанным и добровольным любое решение эвтанизироваться ни в коем случае нельзя. Все, что касается нервно-психических заболеваний, скажем, анорексии, очень спорно – была история, когда 15-летняя девочка приняла решение умереть таким способом, так как не справлялась с нарушениями пищевого поведения. Причём родители были тоже согласны, что их дочь фактически убьют. Все это надуманные проблемы, вызванные только одним - утилизационным отношением к человеку в современном западном обществе.
Канада и Великобритания не в первый раз заявляют об изменении законодательства в сфере эвтаназии. Они, а также Нидерланды, в своём роде являются новаторами в этой теме.
Например, в Великобритании был случай принудительной эвтаназии тяжелобольного паллиативного ребёнка. При этом ряд европейских клиник были готовы принять этого ребёнка на содержание, но суд запретил, несмотря на протест родителей и общества. Вероятно, чтобы не создавать прецедента.
Есть несколько направлений, которые стоят сегодня перед вопросами религии, философии, биоэтики.
Это вопрос права. Это вопрос отношения человека к человеку. Это вопрос о том, считать ли подобный вариант ухода из жизни самоубийством.
С точки зрения религии, однозначно эвтаназия - это крайняя форма протеста против Бога и данных им заповедей. Поскольку душа человеческая - бессмертна, только Господь имеет право распоряжаться, как и когда ему прекращать физическое существование в этом мире. А с точки зрения права - это умышленное ассоциированное убийство.
P.S. Как-то проводился опрос, как люди сами относятся к эвтаназии и готовы ли одобрить прекращение страданий близких родственников. 60% респондентов ответили, что да, они готовы. При этом количество врачей, готовых в этом участвовать непосредственно, гораздо меньше. Но самое интересное, что этот вопрос задали и тем, кто смертельно болен, так вот меньше 1% согласились бы на эту процедуру. То есть человек хочет жить.