МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперты обсудили переход школ на отечественные мессенджеры: «Детям пишут незнакомцы»

Как обезопасить систему образовательной коммуникации

Каждый из нас проводит уйму времени в день в мессенджерах, будь то личные цели – для общения с друзьями и близкими, или для работы. И одни из самых активных пользователей всевозможных чатов – учителя, школьники и их родители. Жизнь в классных и родительских чатах кипит буквально круглосуточно. Могут ли возникнуть сложности с переходом с иностранных на отечественные платформы, о чем так много говорят в последнее время, и как обезопасить детей во время общения в мессенджерах, обсудили эксперты.

Фото: pixabay.com

В октябре Минпросвещения РФ направило учителям рекомендации перейти с иностранных мессенджеров на российские. Как позже уточнили «МК» в пресс-службе министерства, письмо, распространенное ведомством, является именно «методической поддержкой», а не приказом. Тем более, письмо не касалось и не могло касаться родителей.   

То, что мессенджеры являются главным инструментом школьных коммуникаций, подтвердили свежие результаты опроса ВЦИОМ. Абсолютное большинство опрошенных школьников старше 14 лет, педагогов и родителей пользуются мобильными приложениями-мессенджерами: 96%, 96%, 95% соответственно (было опрошено 2,5 тысяч респондентов). Ежедневно в школьных чатах общаются 86% учителей, 71% школьников и 59% родителей. В родительских чатах состоят 84% опрошенных учителей и 82% родителей. В топ-3 самых популярных мессенджеров у школьников вошли «ВКонтакте» или «VK Мессенджер» (62%), Telegram и WhatsApp (58% и 55% соответственно). У родителей и учителей на первом месте – WhatsApp (71 % и 76%).

При этом и учителя, и родители буквально стонут от бесконечной переписки в чатах в любое время суток. По словам руководителя направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко, 83% опрошенных родителей сказали, что их что-то не устраивает в родительских чатах. И, в первую очередь, это большое количество ненужных сообщений, которые сыпятся нон-стоп.

– Перед тем, как создавать чат, нужно установить правила общения в нем, закрепить их в его описании, – посоветовал в этой связи эксперт. – Есть, например, чаты, куда учителя только сбрасывают свои сообщения без обратной связи с родителями. А вопросы родители пишут им в личные сообщения.

Краеугольный камень – вопрос обеспечения безопасности детей в мессенджерах. Оказалось, что 52% детей имеют секретные от своих родителей чаты, причем общаются они в них не с одноклассниками, а с внешкольными знакомыми.

Кроме того, в ходе опроса «Лаборатории Касперского» выяснилось, что каждый десятый родитель указал на то, что к его ребенку пытались втереться в доверие незнакомые взрослые люди, используя мессенджеры и соцсети. А когда опросили детей, то уже каждый шестой ребенок признался в этом.

Сиденко напомнил, что детям нужно объяснять про использование приватных настроек, которые существуют в любом мессенджере. Первое, что нужно сделать, это закрыть свой номер телефона. Не добавлять к себе контакты, которые ребенок не знает, – например, если ему пишут с незнакомого номера или присылают какие-то ссылки.

Эксперт считает, что не только родители должны напоминать ребенку о правилах поведения в мессенджерах – об этом нужно говорить и в начальной школе. «Нужно объяснять, что контент, которым дети обмениваются, не должен носить персонального характера. Это и обмен личными фотографиями, и документами, и публикация каких-то данных, связанных с геолокацией, номером школы или домашним адресом», –  подчеркнул Сиденко. 

Научный руководитель лаборатории PR-сопровождения педагогического образования РАО, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова, в свою очередь, считает, что главный вопрос здесь – не технический, а насколько мессенджер может заменить обычное общение человека.

– Конечно, Россия сможет перейти на отечественные мессенджеры в образовательном процессе, – убеждена Елена Вартанова. – Другой вопрос, что за этим потянется? И в какой степени нагрузка ребенка в образовательном процессе с использованием цифровых технологий допустима для того, чтобы сформировать здорового и полноценного в социальном общении человека? Коммуникационная польза мессенджеров очевидна, но нужно задать себе вопрос, можем ли мы подменить образовательный процесс только цифровой коммуникацией?  

Первый аспект, на который указала Вартанова, это здоровье ребенка. Российской академией образования вместе с рядом ведомств было проведено исследование, как ограничения в использовании гаджетов в школе влияют на детей. «Результаты – потрясающие. Дети стали более внимательны, стали лучше учиться. И у них понизилась тревожность, которая вызывалась ожиданием звонка, смс, страхом потерять мобильный телефон», – рассказала Вартанова. Она считает, что ребенку надо дать возможность развиваться не только в цифровой среде; поэтому, возможно, школе нужно поставить вопрос о «дозированном» присутствии детей в такой среде.  

Второй момент – это цифровые компетенции всех участников образовательного процесса: детей, родителей и учителей. Декан факультета журналистики убеждена, что «с точки зрения уверенного пользователя замена зарубежного мессенджера российским – это вопрос технический, вопрос навыков».

– Российские производители софта должны делать более удобные платформы и сервисы, прислушиваясь к пожеланиям школы, министерств... При этом они должны уделять внимание и повышению грамотности пользователя. Чтобы дети, которые привыкли к ТикТоку, легко перешли на отечественный софт. О детях мы думаем, об учителях тоже, а вот о родителях никто не думает, – заметила Вартанова. – Поэтому родители так и останутся в этих чатах, где они будут коммуницировать, создавая немыслимый информационный «белый шум»...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах