Смуту в будни Совфеда внесла юрист и координатор «Совета блогеров при Совете Федерации» Валерия Рытвина. Она направила во вторник от имени Cовета обращение к президенту и зампреду Совбеза с просьбой разблокировать Instagram и Facebook. «Инициативы Валерии Рытвиной не являются официальной позицией Совета Федерации, комитетов либо других органов при палате» — сказано в сообщении Совфеда. При этом сенаторы подтвердили, что Рытвина является координатором секции «Информационное взаимодействие и контентный анализ» Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Правда, оттуда инициативную общественницу тоже оперативно вывели.
Сама Валерия Рытвина ответила на происходящее гневным постом на своей странице ВКонтакте, связав острую реакцию сенаторов с их желанием дистанцироваться от инициативы блогеров.
В целом ситуация складывается весьма странная. Во-первых, сам Совет блогеров предстает неким котом Шредингера — вроде он есть, а вроде и нет. Юридически его действительно не существует. Валерия Рытвина в своем сообщении рассказала, что только планирует зарегистрировать эту общественную организацию.
Во-вторых, если проследить историю отношения Совета блогеров к ресурсам корпорации Meta, создается ощущение, что есть в этом что-то биполярное. Совсем недавно представители российской блогосферы пошли войной на детища Цукерберга, обвинив руководство зарубежных соцсетей в хищении средств, которые отечественные блогеры вложили в таргетированную рекламу в Instagram и Facebook за последние три года. Совет блогеров подготовил коллективный иск к Meta. Ранее члены совета направляли в компанию претензию с требованием выплатить $1 млрд компенсации российским блогерам. Валерия Рытвина тогда назвала действия корпорации противоправными и заявила, что не станет критиковать возможные решения российского руководства по блокировке соцсетей.
Спустя восемь месяцев блогеры продемонстрировали разворот на 180 градусов. Только вот действительно ли все члены Совета встали на защиту запрещенных соцсетей единым фронтом? Отнюдь. Единством там и не пахнет. Более того, наблюдается жесткая поляризация мнений.
Член Совета блогеров пранкер Лексус (Алексей Столяров) в разговоре с «МК» предположил, что обращение к Путину и Медведеву направлялось с целью помочь домохозяйкам, которые ведут странички в ныне запрещенных соцсетях. В целом же пранкер отметил, что любая дискуссия — это плюс, но итоговое решение за Роскомнадзором и Генпрокуратурой.
— Такая точка зрения (о необходимости разблокировки соцсетей) имеет место быть. Диалог здесь важен. Все равно пользователи продолжают заходить в соцсети через VPN, в этом нет ничего противозаконного. При этом мессенджер WhatsApp, принадлежащий экстремистской корпорации Meta, продолжает официально работать в России, — заявил Алексей Столяров.
В свою очередь Юрий Подоляка, который также является членом Совета блогеров, утром во вторник записал видео, в котором резко раскритиковал обращение коллег. По мнению Подоляки, авторы письма не являются профессионалами на фронтах информационной войны, ни с кем не посоветовались, почему-то «гнали лошадей», мотивируя спешность направления обращения рисками утечек информации.
— Именно Instagram и Facebook в первую очередь стояли за той мощнейшей информационной атакой, которая пошла на РФ после начала СВО. И в том числе мне стоило очень больших трудов эту атаку отбивать. Если сегодня кто-то пролоббирует снятие запрета на эти две соцсети в РФ, лично я считаю это диверсией против нашей страны, ножом в спины нашим солдатам, — заявил Юрий Подоляка.
Можно ли считать, что Совфед однозначно дал понять: заблокированные соцсети останутся таковыми навсегда? Пожалуй, нет. На возможное продолжение дискуссии намекнул в Telegram сенатор Андрей Клишас: «Считаю, что соцсети являются важнейшим инструментом обратной связи с людьми для всех органов публичной власти, и нам нужно правильно выстраивать работу с соцсетями, избегая избыточного регулирования».