Первой ласточкой стала Пенза. Там за перегибы при мобилизации получил «служебное несоответствие» глава следственного управления СК. Столь строгое наказание он заработал после возбуждения первого в стране уголовного дела об уклонении от призыва по мобилизации.
В начале октября 32-летний житель Пензы отказался подписывать повестку о явке в военкомат, за что был задержан ОМОНом и отправился на пару суток в ИВС. Призывник стал фигурантом уголовного дела. Но следователи второпях ошиблись со статьей УК, в результате чего прокуратура дело прекратила.
За огрехи подчиненных жестко поплатился начальник. «За незаконное возбуждение уголовного дела об уклонении от призыва по мобилизации глава управления СКР по Пензенской области привлечен к дисциплинарной ответственности. Ему вынесено неполное служебное соответствие», — написал правозащитник Павел Чиков в соцсети.
Это одна из самых жестких мер дисциплинарной ответственности, хуже только увольнение или понижение в должности.
Юристы надеются, что пензенский прецедент станет уроком для тех, кто допускает перегибы с частичной мобилизацией. Но, видимо, пока этот урок не выучен.
«МК» располагает документами о мобилизации 40-летнего жителя Башкирии Виктора Ветрова: военная кафедра, нулевой опыт участия в боевых действиях и трое несовершеннолетних детей.
У военкомата города Сибай, откуда мужчина убыл в воинскую часть, позиция железная: с тремя детьми служить можно и нужно. Несмотря ни на какие разъяснения Генштаба.
Военный комиссар города Сибай и Хайбуллинского района Ринат Забиров так и пишет: «Граждане, пребывающие в запасе, призванные на военную службу по мобилизации до 4 октября 2022 года, имеющие трех детей, возврату из воинских частей не подлежат».
Почему именно до 4 октября? Да потому что разъяснения Генштаба вышли именно 4 октября.
Возможно, военком Сибая просто не слышал о том, что нормативные акты разъяснения, облегчающие положение граждан, имеют обратную силу? Тогда следом другой вопрос: все ли в порядке у военного комиссара со служебным соответствием? Достаточно ли оно полное?
Впрочем, военные адвокаты по горячим следам уже разработали алгоритм защиты прав ошибочно мобилизованных граждан. Председатель московской военной коллегии адвокатов Владимир Тригнин рассказал «МК», как это работает.
Итак, первый шаг — обращение в суд. Писать надо административное исковое заявление. Ответчик — военный комиссариат, принявший решение о призыве гражданина.
Второй и важнейший шаг — ходатайство о применении к мобилизованному мер предварительной защиты.
— Это ходатайство обеспечит приостановку исполнения решения призывной комиссии о мобилизации гражданина, — рассказал Тригнин.
Третий шаг — одновременно с иском и ходатайством подается обращение в военную прокуратуру. Наконец, четвертый шаг — обращение через электронную приемную в Администрацию Президента и Генпрокуратуру.
Алгоритм хоть и новый, но уже работает, причем не только в Москве. Вот, например, решение Октябрьского районного суда Челябинской области от 17 октября. История типичная: под частичную мобилизацию попал 40-летний отец троих детей, занятый на сельхозработах по уборке зерна. Военкомы отправили многодетного хлебороба в танковую дивизию.
Суд предписал обязать призывную комиссию и военный комиссариат Челябинской области пересмотреть решение о призыве. Причем, как отметил суд, нормативной базой для пересмотра должны стать те самые разъяснения из Указания Генштаба от 4 октября.