Владимир Ростиславович не боится называть вещи своими именами — в соответствии, разумеется, со своими представлениями о прекрасном и ужасном. «Журфак МГУ забит этими тварями из числа либеральных преподавателей», — рубанул Мединский, выступая на презентации книги члена научного совета Российского военно-исторического общества Владимира Кикнадзе (председателем РВИО является сам Мединский).
Цитата приводится по РИА «Новости». Через некоторое время, правда, она была скорректирована и в исправленном виде звучит так: «Журфак МГУ забит этими тварями, еще и из числа, так сказать, учеников либеральных преподавателей». Что можно понимать как расширение круга порицаемых президентским помощником «тварей»: к ним относятся не только преподаватели-либералы, но и их студенты.
Поводом для высказывания послужило, во-первых, место: презентация проходила в здании, расположенным рядом с факультетом журналистики, буквально напротив него. Собственно, Мединский с этого и начал: «Мы находимся в самом центре нашей любимой столицы, где процент молодежи, плохо понимающей (цели спецоперации. — А.В.), сильно выше среднего по стране. Через дорогу — журфак МГУ, где затравили парня».
Речь идет о происшествии, случившемся на факультете некоторое время назад: студент Степан Антропов пришел на занятия в футболке, украшенной буквой Z, и с флагом ЛНР, что было негативно воспринято рядом студентов. Руководство вуза, впрочем, полностью поддержало в этом конфликте Степана: две студентки были отчислены, прочим обидчикам влепили выговор. На этом инцидент вроде был исчерпан. Больше скандалов того же рода на журфаке не было. Во всяком случае — о них ничего не было слышно.
Однако Владимир Ростиславович отчего-то по-прежнему сердится. То ли недоволен тем, что оставшиеся студенты и преподаватели-журфаковцы хотя и молчат, но молчат, что называется, без уважения. То ли считает, что обидчики Степана отделались слишком легко. То ли — и это, наверное, самое близкое к истине предположение — и первое, и второе вместе, в совокупности.
Непонятно, правда, как должно было бы выглядеть соразмерное преступлению наказание. Может, надо было устроить публичное побиение камнями у памятника Ломоносову, являющемуся доминантой факультетского дворика?
Но Мединскому как знатоку истории следовало бы помнить высказывание одного известного исторического деятеля: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит камень».
Насколько безгрешен сам Владимир Ростиславович? Помощник президента задал столь высокую планку патриотизма, что совсем не грех уточнить, соответствует ли он сам этим строгим критериям. Не открывал ли он, к примеру, в городе, потерявшем миллион жителей в результате блокады, мемориальную доску человеку, эту блокаду как раз и устроившему — в числе прочих подельников и союзников Гитлера?
«Да нет, — скажете вы. — Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Где Гитлер с его пособниками — и где патриот Владимир Мединский!» Не будем спорить и нервничать. Просто заглянем в архив новостей и найдем информационное сообщение от 16 июня 2016 года. Читаем: «В Санкт-Петербурге на фасаде здания Военной академии материально-технического обеспечения установили мемориальную доску в честь главнокомандующего финской армией барона Карла Маннергейма… В торжественной церемонии принял участие министр культуры России Владимир Мединский».
Не худо бы также осведомиться в каком полку служил, где отдавал долг родине чиновник, яростно критикующий журфаковцев за «непатриотизм». Ах, не служили? Ну, бывает.
А вот многие преподаватели и студенты журфака служили. Многие даже участвовали в Великой Отечественной. И сражались они явно не за то, чтобы не нюхавший пороху любитель Маннергейма призывал к чистке вуза от недостаточно лояльных, по его мнению, преподавателей и студентов, очевидным образом косплея — употребим этот новомодное словечко — тех, против кого шла та война.
«Мне кажется, что очень должно быть стыдно человеку, который говорит так об МГУ, — заявил председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев. — На мой взгляд, это абсолютное непонимание того, что происходит на самом деле на журфаке, где воспитаны тысячи великолепных журналистов, которые сейчас работают в главных СМИ страны — на телевидении, в печатных СМИ, в Интернете».
В любом случае чиновникам, занимающим столь важные и ответственные посты, необходимо быть осмотрительнее, осторожнее на поворотах. В таком деликатном деле, как борьба с «тварями», главное — не выйти на самих себя. Ведь еще президент Путин сказал: «Кто как обзывается, тот так и называется».