С таким предложением в три ведомства (к министру обороны Сергею Шойгу, министру просвещения Сергею Кравцову и министру труда Антону Котякову) обратилась первый заместитель главы Комитета по просвещению Госдумы Яна Лантратова. Она пояснила, что ей поступают многочисленные обращения граждан и организаций о необходимости ввести такую меру для педагогов и воспитателей детских домов, интернатов и социально-реабилитационных центров. Она заявила об «очевидной практической пользе» социальных педагогов мужского пола в таких организациях, делая упор на том, что «с трудными подростками или детьми-инвалидами непросто женщинам справиться в одиночку».
Педагог дополнительного образования Борис Растворов восемь лет работает в Иркутском детском доме № 2. Воспитанники – дети с умственной отсталостью разных степеней. Борис занимается со своими «особенными» детьми (от 8-летнего возраста и старше) вокалом, физическим становлением, в общем, развивает их во всех отношениях.
– Во-первых, если сейчас, на каком-то этапе прервать их обучение или заменить педагога, к которому они привыкли, – а учитывая их особенности, они сложно привыкают к новым взрослым, – то это плохо скажется на их развитии, и те подвижки, которые я уже наблюдаю, затормозятся, – говорит Борис.
Но это только одна из причин. Педагог говорит, что довольно часто в процессе общения с воспитанниками требуется элементарная физическая сила.
– К сожалению, поскольку у нас дети с особенностями ментального развития, у них бывают вспышки агрессии, на ровном месте. Приходится их успокаивать до прихода медиков, как-то изолировать от других детей. А ведь воспитанники у нас самой разной физической формы, есть и достаточно сильные 15-летние подростки. Бывает, что и двоим мужчинам-работникам их не удержать. Хрупкие воспитатели-женщины с ними не справятся.
На вопрос, приходили ли его знакомым воспитателям-мужчинам повестки, Борис ответил отрицательно, добавив, что, «пока нет; видимо, понимают значимость мужчин в таких учреждениях»:
– Если сейчас убрать мужчин из таких детских учреждений, как наше, то элементарно у мальчиков не будет перед глазами примера мужского поведения. Это негативно скажется на воспитании характера у них, тем более, речь идет о периоде формирования ребенка как личности.
– В нашем детдоме работают всего четыре мужчины: два воспитателя и два работника по зданию, – рассказала «МК», в свою очередь, Мария, воспитатель детского дома из Владимирской области. – В нашем детском доме очень много мальчиков. И зачастую именно мужчины-воспитатели находят к ним свой, избранный подход. Например, учат мальчишек играть в футбол, учат командному духу. Каждый вечер можно увидеть, как дети играют в футбол, прятки, какие-то подвижные игры с нашими мужчинами... Конечно же, он не заменит ребенку папу, но все же есть ведь мужской взгляд на воспитание, другое обращение с ребенком, другое слово (мужское), другие руки (мужские!), другой, мужской способ решения всяческих детских проблем. Да и слушаются ребята лучше мужчину. Его слово для них весомее, они к нему прислушиваются. Разве можно обойтись детям без участия мужчин в их жизни, особенно детдомовским мальчикам?
Напомним, ранее Минпросвещения РФ направило в правительство просьбу о предоставлении отсрочки от частичной мобилизации для школьных учителей. Кроме того, сейчас комитет Госдумы по обороне совместно с Минобороны прорабатывает вопросы, связанные с отсрочкой для отцов детей-инвалидов. Как сообщила 18 октября та же Яна Лантратова, «Минобороны вместе с Минздравом уже определяют перечень соответствующих заболеваний».