«Сегодня нам важно сформировать свой стиль при создании пространств для образовательных организаций. В этом направлении уже есть много отечественных наработок, подготовлены профессионалы, есть уникальный опыт и культурные традиции. Хорошей инициативой стал бы конкурс или творческая мастерская от архитектурных бюро, заинтересованных в молодых специалистах. В результате ребят могли бы приглашать участвовать уже в настоящих проектах. В этом мы можем помочь – связать компании и профильные образовательные организации. Важно, чтобы ребята могли увидеть воплощение своих идей», – сказал Кравцов.
Он подчеркнул, что современные архитектурные и дизайнерские решения необходимы в организациях всех уровней системы образования – в детских садах, школах, колледжах. Сегодня в стране почти 70 вузов готовят по направлению «Архитектура». Это большой ресурс для того, чтобы помочь российской школе обрести новое, более современное звучание. Тем более что в стране полным ходом идет масштабная федеральная программа по капремонту школ. Ожидания от этой программы у детей и родителей очень высокие.
«Спустя год после старта программы капитального ремонта школ первая волна ремонтов закончена. Мы уже видим результаты, лучше всего получилось там, где с самого начала работали профессионалы с командами школ над образом результата. Программа «Школа мечты» заключается в том, что мы предлагаем начинающим специалистам проехаться по школам страны и увидеть, какие школы могут быть. А далее применить эти знания для переосмысления других школ. Это касается и классов, и общественных пространств. Студенты очень мотивированы. За неделю мы получили порядка 300 заявок», – рассказала руководитель Федерального штаба общественного контроля по вопросам капитального ремонта школ и развития школьной инфраструктуры, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Васильевна Кравченко.
Победитель конкурса «Учитель года-2022» Дмитрий Лутовинов отметил, что очень востребованными в школе остаются идеи, связанные с планированием пространства, так как и сами ученики, и педагоги проводят в здании школы большую часть времени. Важно уделить внимание безопасности и функциональности среды, а также ее внешнему облику.
Участниками экспедиции «Школа мечты» стали студенты – архитекторы-дизайнеры и учащиеся детской школы искусств «Старт». В ходе мероприятия студенты третьих-четвертых курсов факультетов архитектуры и дизайна МПГУ, МГПУ, ДВФУ и других вузов рассказали, в каких проектах им уже удалось принять участие и какие инициативы в сфере образования они планируют реализовать. Ребята разрабатывали дизайн-проекты в государственных и частных школах, проектировали здания школ с учетом различного климата на территории России, в том числе для регионов, где дети ходят в школу в условиях крайне низких температур. Они представили свои решения для организации учебного процесса в условиях меняющейся окружающей среды в так называемых кочевых школах. Свои идеи для школьных пространств презентовали также ученики архитектурной школы «Старт».
«Мы увидели горящие глаза, услышали много интересных идей, как улучшить школьное пространство, как его сделать более комфортным и удобным. Это очень важно, так как сейчас идет большая программа строительства новых школ, капитального ремонта. При создании дизайна школы нужно учитывать мнение всех: и учителей, и самих школьников», – заключил Кравцов.
Напомним, экспедиция «Школа мечты» организована по инициативе Федерального штаба родительского общественного контроля за программой капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования». Это практико-ориентированный интенсив для молодых дизайнеров и архитекторов, студентов 3–4-го курсов бакалавриата и магистратуры профильных направлений.
Фото: Пресс-служба Министерства просвещения Российской Федерации