Начать с того, что справедливость поправки ни у кого сомнений не вызывает: многодетной у нас считается семья, начиная с трех детей. По словам Останиной, список отсрочек исправлен и разослан по военкоматам Генеральным штабом ВС России еще 9 октября.
Однако в военкоматах в разных уголках страны в эти дни отвечают взволнованным женам, что «они не в курсе такого документа».
Вот что рассказала «МК» многодетная мама Яна из города Гулькевичи Краснодарского края:
– У нас трое детей, сыну 10 лет, дочке 11 и самой младшей – год и 11 месяцев. Повестку мужу принесли 24 сентября, 25 сентября его забрали.
Мужу 33 года, он работает сварщиком на заводе. В армии он служил, но в железнодорожных войсках. Я не работаю, сижу с маленькой. Мы с детьми были на полном содержании мужа. Его сейчас везут на поезде вроде бы в Крым, до этого был на обучении в двух местах… Пока связь с ним есть, но потом, как он говорит, уже не будет.
Как только услышала эту новость, то стала звонить в разные инстанции, на горячие линии. В военкомате в Гулькевичах два дня назад мне сказали, что «это все ложь, нет такого закона».
– Вам выплатили какие-то деньги?
– Пока ничего нет, документы сдали и тишина. Еще в повестке у него было написано, что его «забирают на сборы», и из-за этого ему на работе не хотели сохранять рабочее место. Я бегала в военкомат, чтобы исправили на «мобилизацию», чтобы место ему на заводе сохранили. Снова поеду в понедельник в военкомат…
Другая семья, попавшая в такую же ситуацию, – из Москвы, отец троих детей стоял на учете в военкомате в области. Как рассказала «МК» его жена Катерина, его пока не забрали, но повестка пришла. Муж Катерины – электромеханик, ему 38. В армии он служил в 2002-2004 годах, срочная служба в танковых войсках. Боевого опыта нет. Военная специальность – водитель многоосных дизельных автомобилей КамАЗ.
– У нас трое детей – 12 лет, 5 лет и 3 года, – говорит Катерина. – Мужу позвонили и сказали приезжать за повесткой, 27 сентября он явился в военкомат, и ему назначили 10 октября уже прибыть с вещами. Так как у него проблемы со здоровьем (проблемы с позвоночником, грыжа поясничного отдела, протрузии дисков, остеохондроз), то он сейчас находится на больничном, до 18 октября.
После того как закроется больничный лист, он должен явиться в военкомат. Когда он обращался в военкомат, то жаловался на спину, и ему там сказали, что назначат комиссию. Про новую поправку военкомат ничего не знает, я им звонила два дня назад, придется отстаивать свои права. Я не работаю, доход только у мужа был. Родители мои умерли, а у него одна мама-пенсионерка…
Вот как прокомментировала «МК» эти случаи Нина Останина:
– Только что я встречалась с военкомом в Свердловской области, город Серов, и они в курсе. Военкомы все это уже знают, даже в таких небольших городах, как Серов.
К сожалению, у них в письменном виде этого документа нет. Но они поняли, что многодетной признается семья, где трое и более детей до 16 лет. Это распоряжение дошло до низовых военкоматов, точнее, не распоряжение, а приказ начальника Генштаба В.В. Герасимова от 4 октября 2022 года.
Останина посетовала на проблемы в одной из типичных многодетных семей, из которой призвали отца:
– Жена не работала, сидела с детьми, пособий никаких не получала, потому что у мужа была зарплата больше одного прожиточного минимума. Сейчас мужа нет уже две недели, он в «учебке», еще в часть не отправили, поэтому никакого денежного довольствия он не получает. У нее нет ни копейки, ни пособия, ни права на это пособие.
– Могут сейчас вернуть в семью отца троих детей, которого мобилизовали?
– Если они еще в «учебке», то да. Как действуют в Серове в военкоматах: мужчины пишут рапорт на командира «учебки», что у них трое детей, а военком это подтверждает. Одного парня уже должны вернуть, он подал документы. Если они уже в зоне боевых действий, то не получится. Между военкомом и мобилизованным нет связи. Областной военкомат не знает, куда их рассредоточили. У жен тоже нет связи.
Мы спросили члена Правления Общероссийской общественной организации «Комитет солдатских матерей России», подполковника юстиции запаса Вадима Жернакова, почему, по его мнению, царит такая, мягко говоря, неразбериха в этом вопросе:
– Новость такая прошла, а разъяснений нет. Если говорят, что «разослан» документ, еще не факт, что он получен. У нас есть закон о мобилизации, а приказ Генштаба – это подзаконный акт. Есть противоречие между законом и подзаконным актом. Соответственно, мобилизационная комиссия может руководствоваться как тем, так и тем. Поэтому, на наш взгляд, нужно вносить поправку в Федеральный закон 31 о мобилизации.