Житель Алма-Аты Сергей говорит: русских лиц на улице стало заметно больше. И в основном это молодые люди мужского пола, но есть и семьи с детьми. Особенно наплыв российских граждан заметен в городах Северного Казахстана, в том же Уральске например.
Уральск находится возле самой границы, именно там россияне массово ее пересекают. Люди приезжают на машинах, на автобусах, кто-то с небольшими рюкзачками, а кто-то с тяжелыми баулами – всей семьей, с детьми. На границе Казахстана и России образовался даже палаточный лагерь, где люди вовсю обосновываются в ожидании прохода границы: колют дрова, готовят еду в казанах.
В Алма-Ате и Астане приезжие не так заметны, они растворяются в большом городе и прибывают туда, в основном, самолетами с небольшими чемоданами.
У местных жителей этот «туристический ажиотаж» вызывает сложные чувства. Многие встречают приезжих тепло, размещают за свой счет. В Уральске, например, наблюдая за потоком пересекающих границу, решили оставить открытым на ночь кинотеатр. Мол, если люди вечером въехали в город, то найти сразу жилье им будет трудно, а тут все-таки крыша над головой и тепло.
Однако, как показал опыт, ночевку в кинотеатре выбрали немногие. В теплых залах на мягких сиденьях переночевали не более десятка человек. В основным молодых и ко всему привычных. Зато жители Уральска заметили спящих людей у себя в подъездах, но сказать с уверенностью, что это россияне - нельзя. Возможно, это местные без определенного места жительства, которых приезжие «вытеснили» из хостелов.
Небольшой Уральск начал быстро адаптироваться к 40-тысячному «пополнению» из приезжих. Были созданы группы волонтеров, которые встречают и размещают прибывших. Пересекающих границу с казахстанской стороны встречают несколько автомобилей и микроавтобусов, в которых людей сначала кормят, а затем подвозят до центра города бесплатно. Потому что местные таксисты подсуетились. Прежде они ввозили людей от КПП до города за 300-500 тенге (35-60 рублей), теперь же – за 4000 тенге (480 рублей). Что, впрочем, россиян мало смущает.
Однако местные жители решили, что такая нажива на приезжих – оскорбительна для Казахстана, и стали сами пригонять авто к границе, чтобы отвезти людей бесплатно. Над прибывшими вообще берут шефство и помогают им найти жилье с помощью знакомых и различных сервисов.
Цены взлетели
Местных жителей, конечно, немного беспокоит то, что цены на аренду жилья в городе взлетели. Впрочем, для уральцев, сдающих квартиры, это только выгодно. Проблемы у тех, кто снимал жилье, и теперь цены на него выросли. Однако в Уральске не так много местных, живущих в арендованных квартирах. Эта проблема более актуальна для Астаны и Алма-Аты, где много студентов и работников из других городов. Там цены скакнули вверх. А некоторые без зазрения совести начали выселять людей из съёмных квартир в надежде заработать больше на россиянах.
К примеру, если раньше в Алма-Ате можно было снять квартиру за 250 000 тенге (30 500 рублей), то сегодня её сдают за полмиллиона тенге (61 000 рублей). И этот момент – рост цен на аренду – очень злит казахстанцев.
В той же Алма-Ате сейчас очень трудно даже на 2 дня (посуточно) снять квартиру. Хостелам и гостиницам цены особо задрать невозможно – за этим следит Антимонопольный комитет. И если что, обвинят владельцев в ценовом сговоре. Это дело неудобное и подсудное. С большими штрафами.
Многие из россиян рассматривают вариант потом поехать куда-то еще. Особенно это заметно по переписке прибывших в соцсетях. Сейчас, например, кто-то запустил фишку - как замечательно жить в Монголии. Нередко в сетях встречаются вопросы «А как из Алма-Аты приехать в Монголию, в Улан-Батор?» Причем некоторые даже не очень представляют, какой именно город в Монголии им нужен. По последним данным, из 100 тысяч въехавших 50 тысяч уже выехали из Казахстана.
По словам Сергея, остаются в Казахстане те, у кого здесь есть родственники, друзья. Проще всего тем, кто уже все просчитал и имеет удаленную работу.
С устройством на работу, кстати, в Казахстане проблем нет. Оформляется рабочая виза, и можно идти трудоустраиваться. Вопрос только в цене. Высокооплачиваемую работу найти и правда непросто. Но много бывает сезонной. Однако зарплаты в Казахстане меньше, чем в России. Но и уровень затрат меньше, так что устроиться так, чтобы хватало на жилье и пропитание – не сильно большая проблема.
Казахстан привлекает тем, что менталитет довольно похожий и нет никаких особенных нюансов. Кроме некоторых поведенческих. Сейчас волонтеры или в ютьюб-роликах обучают россиян, как вести себя в Казахстане. Завели в социальных сетях группы помощи: «Россияне в Алматы», «Россияне в Астане». Туда скидывают информацию, какими приложениями лучше пользоваться в Казахстане, куда обратиться, как сделать то или иное…
Того, что россияне «съедят всю еду» или цены вырастут, в Казахстане не очень опасаются. Наоборот: считается, чем больше купят, тем больше свежего завезут. Цены растут постоянно, и это не связано с россиянами, а дефицит, возникающий на отдельные продукты – тот же сахар, – скорее связан с сезоном варки варенья, чем с приезжими.
Однако очереди в городах есть – за местными сим-картами, в ЦОНах - центрах обслуживания населения. Часть особо востребованных Центров даже перешли на усиленный режим работы. В нескольких из них специально для россиян выделили отдельные окна. К тем ЦОНам, которые переполнены, акиматы сделали бесплатные маршруты, кроме того, построили логистику и пытаются отвозить россиян в те центры, где сейчас меньше народа, чтобы равномерно распределять нагрузку.
«Не говорите - Киргизия»
В Киргизии ситуация с мигрантами из России даже отдаленно не напоминает происходящее в Казахстане. В Бишкеке у магазинов, банков и регистрационных центров очередей не наблюдается. На улицах заметно больше лиц европейской внешности, но для конца турсезона это обычное явление. А вот много людей в кинотеатрах в рабочее время – явление непривычное: кыргызстанцы и туристы в кино в будни мало ходят. Ажиотажного или повышенного спроса на какой-либо товар в магазинах или на рынках нет, разве что нет долларов в обменных пунктах, но зато очень большое количество рублей в наличии.
Кыргызстан, как и Казахстан, рассматривается россиянами как «перевалочная база» - передохнуть, обменять доллары и евро по более-менее приемлемому курсу и решить, как жить дальше.
Но пока цены на жилье в Бишкеке взлетели более чем на 30% за неделю. Квартиры и дома обретают жильцов буквально за часы. В южных спальных микрорайонах за однокомнатную квартиру в новостройке-«элитке» теперь просят до 600$, более 50 тысяч сомов, с депозитом в половину суммы и оплатой коммунальных услуг. Сдают в основном только на длительный срок – на полгода и больше. Однокомнатные обычные квартиры дошли до 30-40 тысяч сомов, то есть 350-400$ плюс коммунальные услуги, а раньше стоили 250-300$. Многие хозяева просят и депозит, до 70% от суммы.
Некоторые владельцы квартир и вовсе выгнали на улицу жильцов – несколько пострадавших обратилось к правозащитникам через соцсети. В сети юристы советуют пострадавшим кыргызстанцам натравить на таких владельцев жилья налоговиков. Почему возможно только такое возмездие? Потому что нередко в Кыргызстане арендодатели квартир, домов и комнат ведут бизнес вне закона и не платят никаких отчислений. И не заключают на бумаге никаких договоров – даже без нотариального заверения.
В Киргизии к приезжим, как и в Казахстане, в целом относятся спокойно и доброжелательно. Есть группы помощи россиянам, в которых предлагается временное жилье и питание для нуждающихся, волонтеры могут показать город, помочь с регистрацией и работой. Но, как и в Грузии, Армении, Казахстане, по Сети ходят посты-методички о том, как себя вести приехавшим. Объединяет эти советы и памятки одно – требование «говорите не Киргизия, а Кыргызстан».
В Кыргызстане без регистрации можно находиться 30 дней, дальше нужен тот, кто пропишет на своей территории, и после этого еще полгода можно жить по ВНЖ. Но через полгода надо либо выехать, либо продлить регистрацию. Никаких упрощений по получению гражданства не появилось. Но проще его получить будет при желании тем, кто когда-то был уже гражданином Кыргызстана. Чтобы подать заявление на получение гражданства назад по упрощенному типу, им надо всего лишь прожить в стране безвылазно год.