В воскресенье и в понедельник Пускепалис носился по фестивальным делам, участвовал в инаугурации нового губернатора Ярославской области. А во вторник с утра отдавал распоряжения относительно театра из Омска, который во вторник же вечером должен был играть свой спектакль. Он хлопотал, не предполагая, что это последние распоряжения в его жизни. Утром, 20 сентября, он выехал в сторону Москвы на «броневике».
«Броневиком», шутя между собой в театре, называли списанную инкассаторскую машину, которую Сергей специально купил, чтобы перегнать ее на Донбасс. «Он очень нужен нашим ребятам», — говорил он, и последние дни активно собирал всё необходимое, что должен увезти в пылающий в военном огне край этот «броневичок». Как рассказали мне сотрудники Волковского театра, подвал был забит термобельем, которое производит фабрика как раз в Ярославской области. Оно лежало и ждало отправки.
Жизнь и планы как снаряд рвёт слово «вдруг». Трудно поверить в случившееся, если ты всего несколько часов назад стояла рядом с Сергеем Пускепалисом, видела, как он выходит на сцену — большой, эдакий увалень в официальном костюме, довольный тем, что его театр принимает провинциальную Россию. Говорит со сцены: «Кому, как не нам, особенно сейчас говорить о русской литературе, о наших писателях. И я рад, что мы начинаем фестиваль со стихов Николая Алексеевича Некрасова».
Следующий день у него был расписан от и до: утром театр, днем представление фильма «Портной из Бруклина», в котором Пускепалис вместе с Юрием Ваксманом сыграли пронзительную историю о жизни человека. Ваксман, фантастический актер, играет в нем старого еврея, а Пускепалис приходящего к нему страхового агента.
Еще в понедельник днем, когда я заглянула к Юре Ваксману в его клуб «Актер» на улице Кирова, он, находясь еще под сильным впечатлением от закрытого премьерного показа, для своих, взахлеб рассказывал, что это за удивительная история у них получилась и как она воздействует на людей.
— Мы два года снимали эту достаточно камерную историю, она происходит в Нью-Йорке, — говорит мне Юра Ваксман. Ни я, ни он мы еще не знаем, что случится.
— А где же вы нашли Нью-Йорк? Или только интерьерные съемки?
— Не поверишь, Бог как будто нам помогал. Сначала ковид и нельзя никуда улететь, а потом санкции, но… В Болгарии американцы выстроили целый квартал Нью-Йорка — там все снимают. Мы успели. Ты понимаешь, Серега играет страхового агента, но, вообще-то, по сути он ангел, который всегда приходит к человеку, потому что знает, что тот уже на пороге своего ухода из этой жизни.
— И как прошел закрытый показ? Как зрители восприняли?
— Что ты, от начала до конца почти что плакали. Да вообще плакали, без почти.
А поздно вечером, как только театр из Ульяновска отыграл свою «Капитанскую дочку», Сергей вновь появился на сцене. Вышел, вручил диплом, расхвалил спектакль и рассказал, что театральная история про Пугачева совсем не случайна для этого театра.
— Вы знаете, что на том месте, где теперь стоит театр, находился дом с подвалом, и там держали Емельяна Пугачева до суда. Так что всё в этой жизни не случайно.
А вот смерть его самого, которая настигла его по дороге, которую можно назвать «дорогой благородства» — она случайна?
Да, Сергей Пускепалис актер, любимый, узнаваемый, худрук, который строил свой Волковский театр. Творческий человек с далеко идущими планами. А погиб, как настоящий мужик, которого никто ни к чему не обязывал, не просил демонстрировать патриотизм. Он поступал, как велит сердце — ездил на Донбасс, собирал гуманитарную помощь, помогал солдатам, чем мог. Вот был доволен, что приобрел «броневик» и вместе с водителем погнал бывшую инкассаторскую машину туда, где она была нужнее всего, но…
Странное дело, вообще инкассаторская машина сама по себе бронированная и удивительно, что ее броня не защитила Сергея Пускепалиса и его попутчика. В этом еще предстоит разобраться следствию.