Прежние правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливали: в качестве вещей, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах и бандеролях, либо приобретать, значатся предметы, изготовленные из стекла, керамики и металла. Однако особо оговаривалось что данный запрет не распространяется на консервированные продукты в металлической таре.
«Я выживаю только благодаря консервам», - много раз слышал автор этих строк во время проверок колонии. И вот почему. В ряде учреждений практиковалось наказание для тех, кто отказался сотрудничать с администрацией, - создавались условия, при которых осужденный не мог попасть в столовую. Были случаи, когда закупалось некачественное мясо и другие продукты. В итоге осужденные отказывались есть тюремную пищу, заменяя ее консервами. Именно консервы вместе со сгущенкой, чаем и майонезом были самым популярным товаром в тюремных ларьках.
И каково же было изумление арестантов, когда с прилавков магазинчиков колоний в августе-сентябре 2022 года консервы исчезли. Более того, принимать в передачах и посылках их тоже перестали. Тюремщики сослались на то, что в новых ПВР нет оговорки про консервы, а значит, они запрещены так же, как все жестяное.
Первыми забили тревогу кировские сидельцы. Один из них - Максим Лаптев, отбывающий 12-летний срок в колонии строгого режима в Кировской области. Осужденный прислал письмо в «МК» и СПЧ, где предлагает обратиться в Минюст с просьбой отменит запрет на консервы. По его словам, в колонии можно купить или получить в передаче консервированные продукты в фольге, а они стоят намного дороже консервов. «Это порождает социальное неравенство между осужденными по материальным основаниям и, как результат, повышает социальную напряженность», - отмечает арестант.
Такое же обращение поступило от сидельцев «Владимирского централа» (правда, без указания ФИО) и их близких. Они уверяют, что вообще не могут выжить без консервов.
Интересно, что в некоторых колониях осужденные традиционно отказываются есть из посуды, которая является общей для арестантов разных социальных групп (речь о практикующейся там кастовости). И там также спасением для «чуждых» групп были консервы.
Правозащитники (в том числе автор этих строк) подготовили официальное обращение в Минюст с просьбой дать разъяснения. Не исключено, что ведомство укажет, что запрета на консервы нет, и прежняя оговорка вернется. К слову, недавно также разрешилась другая ситуация, возникшая после появления новых ПВР. Родственники осужденных стали жаловаться, что на длительные свидания пускают только с вещами и продуктами общей массой до 20 кг. Все обращения были типичные. Приведу в пример одного из них:
«Вот представьте, я еду на трёхсуточное свидание с мужем вместе с мамой и с несовершеннолетними детьми. И мы берём помимо продуктов банное полотенце, полотенце для лица и посуды, одежду, чтобы переодеться, зубные пасты, щётки, мыло... И, разумеется, постельное белье. И как можно в 20 кг всё это поместить?! Даже сотрудники колонии в шоке от этого правила, но сделать они ничего не могут, потому что это приказ Минюста». Мы направили запрос в Минюст, и тот поспешил разъяснить: 20 кг полагается на каждого человека.