Региональный омбудсмен, чье шокирующее заявление вызвало ожесточенные споры, попыталась объяснить «МК», что конкретно она имела в виду. И вот что из этого вышло.
Рождаемость в России продолжает катастрофически падать. Государство винит в этом тех, кто добровольно не хочет рожать детей. Идеологию чайлдфри в Госдуме предлагают объявить вне закона.
Но что еще может повлиять на нежелание некоторых несознательных граждан «плодиться и размножаться»?
— Одной из главных проблем России является глубочайший демографический кризис, представляющий прямую угрозу национальной безопасности, — говорит Ирина Волынец. — И это то, что по-настоящему волнует нас сегодня. Но при этом мы не видим рекламных плакатов, где изображена счастливая многодетная семья. Зато, например, на улицах вовсю пропагандируют желание взять собаку из приюта. Мы наблюдаем фактически европейский вариант отражения образа жизни: одиночество, скрашиваемое животным. Для чего нужна социальная реклама? Для решения государственных общественно значимых задач.
Тогда где бесплатное предоставление рекламных площадей для пропаганды многодетности? Заботиться о животных, конечно, доброе дело, я считаю, что животные — это один из инструментов, которые Господь послал нам, чтобы учить милосердию, великодушию, сочувствию, сопричастности. У нас дома, к примеру, по просьбе наших четверых детей живет целый зоопарк: собака, кошка, крысы… Но при этом забота о животных не должна заменять рождение детей, а привязанность к братьям нашим меньшим не должна подменять собой семью. Пропаганда благоустройства собак в таких неуемных количествах, по моему мнению, занимает место социальной рекламы многодетных семей, заботы о стариках и детях в приютах. Если я увижу, что будут развешаны билборды «усынови замечательного малыша» или «рожать прекрасно», — я пойму, что государство действительно говорит о важных вещах.
— Корректно ли сравнивать детей и домашних питомцев?
— Вы заметили, что собак и кошек все чаще называют «сыночками» и «доченьками»? Вы считаете это нормальным? Конечно, личное дело каждого завести хоть трех псов вместо детей, но если мы оцениваем содержание той же социальной рекламы, то она должна работать на решение государственных задач. И как только они будут решены, можно заняться всеми остальными вопросами. Конечно, очень большое значение имеют меры государственной поддержки семей с детьми. Нам необходимо менять парадигму в отношении многодетности у молодежи. Я считаю, что многодетная семья — это единственный шанс на сохранение нашей страны. И надо обязательно уточнить, что я ничего не имею против собачьих приютов, если они не идут в противовес этим целям.
Совсем другую точку зрения высказала Виктория Чупахина, руководитель направления по работе с сообществом Ассоциации «Благополучие животных».
«Когда человек заводит животное — он учится слышать потребности другого, рассчитывать бюджет, планировать свое время. Подготовка к созданию семьи и рождению ребенка требует тех же качеств. Приюты посещают разные люди, в том числе молодые пары, которые находятся на стадии планирования семьи и подготовки к детям. Бывают случаи, когда волонтеры знакомятся в приютах, гуляя вместе с собаками, а потом решают пожениться.
Некоторые приезжают в приюты всей семьей выбирать еще одного члена. А пары, у которых не получается завести детей по состоянию здоровья, сначала заводят питомцев, что благоприятно сказывается на общем эмоциональном фоне и, как следствие, на состоянии здоровья. Если же мы говорим о задаче воспитания наших граждан, то забота о животных — непосредственная часть этого воспитания, а не угроза демографии».
По всем прогнозам экспертов, следующий, 2023 год, а потом 2024-й грозят стать худшими в истории современной российской демографии. Уже в нынешнем, 2022-м в части регионов рождаемость в некоторых месяцах упала на 8–10%. А в целом по стране цифра падения колеблется в районе 3% в год.
«Мы приближаемся к дну, которое случится примерно в 2030 году», — считает независимый демограф Алексей Ракша.
Конечно, проще всего действовать не пряником, а кнутом. Можно запретить походы в фитнес или путешествия, заниматься самообразованием — это ведь тоже своеобразный эгоизм; можно запереть мужчину и женщину в одной комнате, выключить им свет — волей-неволей, но им придется начать заниматься тем единственным, что от них требует государство. Дальше-то что?
Легко рожают те, кто не задумывается о будущем. Живет одним днем. Поэтому в той же Индии, с ее антисанитарией и нищетой, уйма младенцев копошится в грязи.
А в благополучной Европе такой же кризис рождаемости, как и у нас. И вина здесь не только в философии чайлдфри, и уж тем более не в несчастных брошенных собаках, которых забирают бездетные, происходящее — лишь следствие той неустроенности, страха перед будущим, социальных, экономических и политических проблем, которые сотрясают мир.