Накануне помощник президента, экс-министр культуры Владимир Мединский выступил с той же идеей на московском педсовете, предложив реализовать ее «в порядке эксперимента» в Москве. В итоге, как мы видим, эксперимент вылился в повсеместный запрет.
— Я только что с педсовета, до нас сейчас эту новость донесли, — рассказала «МК» школьный учитель. — Официального приказа пока нет, но никакой бумажки может и не быть вовсе. Главное — сверху такой посыл поступил, и мы все должны на него немедленно среагировать. Мы должны работать на опережение. При этом нам сказано, что пользоваться телефонами недопустимо не только детям, но и нам, учителям.
— Как в коллективе к этому отнеслись?
— Во время педсовета, понятное дело, никому высказаться не дали, но когда мы выходили, я слышала, как коллеги шушукались: «Наконец-то, давно пора». На самом деле это действительно очень отвлекает, и если у первоклашек на уроке еще реально телефон отобрать, отвлечь их, то пятиклассники уже просто от них не отрываются.
Об этом мы говорили и раньше, были, конечно, в школах разные мнения, но несогласных с тем, что детям телефоны на уроках не нужны, были единицы.
Теперь же хочешь не хочешь, а против системы не попрешь. Тем более что у нас в классах стоят видеокамеры. Заметят учителя или ребенка с телефоном — могут последовать и конкретные меры, например выговор. Но лично я — за такой запрет. Наконец-то на проблему обратили внимание наверху, и нам станет легче.
— Как будет происходить сам контроль за учениками?
— Официально никакие наказания для них не прописаны. Просто, увидев у ребенка телефон, мы будем говорить, что это недопустимо, и требовать, чтобы он его убрал. Доводить это до детей и родителей. Сказали «воздействовать профессионально».
Вообще в свете этой новости директор сказала так: «С этого учебного года вы все должны уяснить, что вы не оказываете образовательные услуги, а полностью руководите образовательным процессом».
И еще велела вспомнить, как учили нас самих в советских школах — мол, именно в таком формате теперь будет происходить обучение, ведь раньше не было мобильников. Такая общая государственная идея: возвращаемся к старой системе, образовательный процесс будет строиться совершенно по-иному.
— Лично вам как учителю без телефона во время урока будет непривычно?
— Конечно, непривычно, но честно говоря, меня тоже отвлекало. Так что теперь, если какой вопрос, пишите и звоните только вне урока.
Учитель другой школы, питерской, рассказала «МК», что подошла к процессу креативно.
— Сегодня я уже выделила в шкафчике в нашем классе специальную полку под телефоны. Дети будут их туда складывать в начале урока. Предварительно я буду наклеивать на мобильники стикеры с фамилиями, чтобы не перепутать, где чей. И свой буду класть туда же, в шкафчик. Чтобы дети видели, что правило — для всех.
В родительском сообществе мнения по поводу запрета телефонов разделились. Одни мамы считают, что это хорошо — мол, дети теперь будут лучше учиться и не портить зрение, пялясь в гаджеты. Другие — что без мобильников их чада будут находиться в опасности.
— Если раньше мой сын мог позвонить мне и пожаловаться, что его стукнул одноклассник, то как он это сделает теперь? — возмущается мама Елена. — А если ему надо было раньше уйти с урока, я всегда звонила ему и напоминала.
— Без телефонов мы, родители, не сможем контролировать работу учителей, — считает другая мама, Татьяна. — В соцсетях иногда появляются записи, сделанные детьми, на которых педагоги во время урока орут на учеников или дают подзатыльники. Иногда всплывают записи ужасного поведения и самих детей по отношению к учителям. Если не будет телефонов, тогда нужно во всех классах устанавливать камеры. У нас в школе их пока нет.
Объявив новость о запрете телефонов, Кравцов особо подчеркнул, что правило касается только уроков — на перемене телефонами детям пользоваться не запрещается.
— Если какие-то чрезвычайные ситуации, то родителям позвонят, скажут, — успокоил он.
О том, возможно ли закрепить запрет на использование телефонов на уроках юридически и реально ли осуществить эту идею вообще, «МК» спросил у эксперта.
— На мой взгляд, ничего принципиально нового здесь не происходит — считает адвокат Михаил Боровский. — Потому что есть закон «Об образовании», а есть внутренние правила поведения, которые утверждаются самой школой. Это вопрос из серии «Может ли ребенок брать в школу игрушки или бутерброды?» Да, может. А может ли на уроке играть или есть бутерброд? Скорее всего, нет. Недопустимость такого поведения выражена в школьных правилах. Запрет мобильного телефона — как раз такая история. Я не педагог, но то, что это включили в СанПин, думаю, с точки зрения концентрации внимания правильно: на уроке ребенка не должны никакие вещи отвлекать. Но отбирать у школьника телефон глупо и незаконно.
— А что делать тогда учителю?
— То же, что он делает, если ребенок играет или читает постороннюю книжку (кстати, книжку тоже забирать насильно у ребенка нельзя). Нарушил правило? Нужно сделать замечание, вызвать родителей в школу, провести беседу. То есть возможны только две меры: внести данный запрет в школьные правила и проводить разъяснительную работу с родителями и детьми. Так что с введением запрета на телефоны принципиально ничего не поменялось. В советские годы была игра «Электроника» с волком и зайцем, потом были Тамагочи, всегда были дети, которые на что-то отвлекаются. И если учитель обеспечивает порядок, он обеспечивает, если не может этого сделать — не может.