Наверняка многим покажется, что это очень странная идея. Чествовать крошеччных крылатых кровопийц? Да ведь получится прямо как в известной песне, - «праздник со слезами на глазах».
Однако подобные прямолинейные рассуждения в данном случае неуместны. На самом деле это не «комариный», а «антикомариный» праздник.
Именно таким его задумал инициатор — исследователь, врач и паразитолог Рональд Росс, удостоенный в 1902 году Нобелевской премии по физиологии и медицине за сделанное им важнейшее открытие. Доктору Россу удалось доказать, что одна из самых губительных болезней на земле — малярия, передается именно через комариные укусы.
Исследованиями в данной области ученый занимался в конце 19-го столетия, будучи сотрудником английской организации «Медицинская служба Индии». Население этой британской колонии очень страдало от широкого распространения малярии. Пытаясь докопаться до первопричин данного недуга, Рональд Росс в итоге смог экспериментально доказать, что главные виновники распространения малярии — кусачие тропические комары.
Став лауреатом престижнейшей премии, Росс предложил в честь своего научного достижения ежегодно отмечать Всемирный день комара. Причем в качестве главной цели его ученый назвал повышение осведомленности широких масс населения о малярии, методах профилактики и борьбы с ней.
Идея Рональда Росса воплотилась в жизнь не сразу. Всемирный день комара стали отмечать лишь начиная с 1930 года.
Антикомариный праздник за прошедшие с тех пор несколько десятилетий, увы, отнюдь не потерял своей актуальности. Согласно современным исследованиям, обнародованным Всемирной Организацией Здравоохранения, в наш «продвинутый» XXI век малярия продолжает оставаться серьезнейшей угрозой для почти 40% населения планеты. Цифры выглядят очень впечатляюще. Каждый год в жарких странах, где обитают комары-переносчики болезни, фиксируется до 500 миллионов случаев заражения малярией. При этом свыше миллиона несчастных становятся жертвами злой лихорадки, «подаренной» им насекомыми.
По счастью, большинство населения России остаются «посторонними» при этом комарином разгуле: климат на основной части территорий нашей страны слишком холодный для комфортной жизни малярийных комаров, так что практически все фиксируемые у нас случаи заболевания малярией — завозные.
Ученые насчитали более чем 3,5 тысячи видов комаров, обитающих на земном шаре. Радует, что Россия особым богатством их ассортимента похвастаться не может, — у нас в стране «прописалась» лишь сотня видов. Причем 24 из них обнаружены на территории Первопрестольной.
В перспективе ситуация с географией распространения «комариных национальностей» способна измениться. Согласно мнению, высказанному некоторыми исследователями, из-за глобального потепления на планете границы распространения опасных с точки зрения переноса малярии видов насекомых-кровососов могут продвинуться дальше на север. И тогда проблемы профилактики малярии и лечения ее станут для россиян куда более актуальными.
Так что да здравствует Всемирный день комара!
Впрочем, даже сравнительно безобидные российские комары-пискуны — отнюдь не подарок.
Прав был тот, кто этих крошечных шестиногих вампиров назвал «погибелью рода человеческого». Существует грустная статистика: исследователи подсчитали, что в разгар летнего сезона человека, оказавшегося под вечер где-нибудь в гуще среднерусского сыроватого леса, ежеминутно атакуют около 40 голодных комаров (точнее - комарих)! А посреди болотистой низины вас ожидает до 60 покушений. По одному в каждую секунду! Даже в городских условиях нельзя рассчитывать на полную безопасность. Решив прогуляться по тенистому парку, тоже следует быть готовыми к атакам этих насекомых .
Но все-таки жители столичного региона могут утешиться тем, что здешний комар и в подметки не годится своим таежным и тундровым соплеменникам. Вот там обитают настоящие зверюги. И в неисчислимых количествах!
Автору этих строк когда-то довелось побывать в составе экспедиции на севере Красноярского края. Погожим июльским вечером мы провели эксперимент по определению «поражающего действия человеческой ладони». После «контрольного» шлепка по энцефалитке, в которую был одет наш товарищ, начали считать убитых при этом кровососов. Когда их количество перевалило за 70, продолжать подсчет попросту надоело.
А по воспоминаниям узников сталинских лагерей, в 1930-е—начале 1950-х гг. на севере был распространен изуверский метод наказания заключенных, который назывался «ставить «на комара».
Провинившегося зека раздевали до нижнего белья (а то и вовсе донага!), выводили на край зоны - под сторожевую вышку или к домику вахты, - и привязывали к столбу. Буквально через пять минут несчастного плотным слоем облепляли жаждущие крови насекомые, так что со стороны казалось, будто человек одет в серый пушистый комбинезон. А стоило лишь провести рукой, и он становился ярко-красным.
Если по прихоти охраны лагеря наказание затягивалось, дело могло кончиться даже смертью заключенного.
Благодаря современным разработкам у нас есть возможность довольно надежно оградить себя от комариных покушений - репелленты, фумигаторы, удобная защитная одежда... Однако использование спецсредств в каждом случае следует подбирать индивидуально под себя, любимого. Специалисты по медицинской энтомологии подчеркивают: у некоторых людей может обнаружиться аллергическая реакция не только на комариные укусы, но и на те препараты, которые предназначены для отпугивания назойливых насекомых. Поэтому без экспериментальной стадии в обороне от крошечных крылатых кусак никак не обойтись.