Освящение «плодов земных» в храме — не только российская и даже не только христианская традиция, подчеркнул о. Макарий.
«Само слово «традиция» по-русски переводится как «предание», – говорит священник. – И есть предание церковное, христианское, а есть то, что нам передано предками в части хозяйственной жизни. Люди с древних времен выращивали пчел, а значит, гнали мед. Собирали орехи, яблоки и другие плоды. И первый урожай с древних времен приносили в храм в качестве жертвы».
Изначально, кстати, вместо яблок был более подходящий для южных широт виноград: в августе как раз подходит пора его сбора. Произошла та же адаптация обрядов к реальности, что и с заменой пальмы за неделю перед Пасхой на более подходящую для умеренного климата вербу.
– Жертва первого урожая уже многие века скорее пожертвование – дар церковному устройству, монастырю или приходу, – рассказывает о. Макарий. – В нашей сегодняшней реальности принесенные в храм плоды и другие продукты раздаются малоимущим, многодетным семьям. Такие в приходе всегда есть.
В церковном календаре все три «Спаса», добавил священник, имеют историю, связанную лично с Иисусом Христом.
«Праздник Происхождения Древ Честного Креста Господня, отмечаемый по старому стилю 1 августа, был заведен в Византии, где тогда еще обретался сам Крест – с ним обходили Константинополь, прося защиты от эпидемий, которые как раз летом были особенно суровы, – рассказывает о. Макарий. – В России этот праздник удвоился: князь Андрей Боголюбский в этот день одержал при помощи Честного Креста победу над волжскими булгарами».
История, лежащая в основе праздника Преображения Господня (19 августа по новому стилю), известна из Евангелий, а вот 29 августа – в день Спаса Нерукотворного – церковь вспоминает штурм византийским императором города Эдессы, жители которого фактически откупились от государя Нерукотворным образом Спасителя. «Именно обретение в Константинополе этого образа и праздновали 16 августа по старому стилю, – рассказал священник. – К сожалению, после разграбления столицы Восточной Римской империи западными крестоносцами во время 4-го крестового похода образ бесследно исчез».
Однако обычные люди знают эти праздники прежде всего как повод освятить первые плоды нового урожая. Есть даже поверье, что яблоки после благословения в храме становятся целебными, почти «молодильными».
– Тут надо понимать, что «хорошей» магии не бывает, между религией и магией непроходимая пропасть, – подчеркнул клирик. – Религия – это обращение к Богу: да будет воля Твоя. Причем не только в христианстве. А магия – это обращение к силам потустороннего мира с желанием: вот я сейчас их запрягу, чтобы была моя воля. Но ведь к Богу с таким запросом не пойдешь, поэтому понятно, к кому приходится в результате обращаться...
Во время чина благословения новых плодов священник окропляет их святой водой, молится о благополучии, помощи людям в жизненных делах, добавил о. Макарий. При этом ничего страшного в том, чтобы начинать есть плоды до соответствующего Спаса, нет.
– В каждой местности все созревает по-своему, не держать же южные фрукты целый месяц, чтобы они сгнили! – рассуждает о. Макарий. – Всё это предрассудки. Есть такая семинарская байка: на экзамене профессор просит студента рассказать о грехопадении Адама и Евы. «Адам и Ева съели яблоко...» – начинает студент, хотя о яблоке в Книге Бытия ничего, конечно, нет. «А почему ж это грех?» – удивляется профессор, и студент мгновенно находится: потому что они его съели до Преображения.
Даты праздников
Медовый Спас – 14 августа
Яблочный Спас – 19 августа
Ореховый Спас – 29 августа