Напомним, в 2019 году был принят федеральный закон «О виноградстве и виноделии в Российской Федерации», который запрещает какое-либо использование углекислого газа при розливе игристых вин. А не так давно в виноделии введен ГОСТ № 34868-2022, касающийся определения диоксида углерода в спиртных напитках.
Как разъяснил заместитель директора ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Александр Панасюк, новый ГОСТ страдает недосказанностью.
- Есть вина игристые, а есть газированные. Шампанское — частный случай игристых вин, - рассказал ученый. - Как они готовятся? Берется сухое вино, дрожжи, сахар, все это сбраживается, и в процессе брожения образуется углекислый газ. Поэтому вино имеет игристые свойства, оно такое красивое и т. д. А проще взять, да по-быстрому загазировать. И некоторые недобросовестные производители так и поступают, выдавая продукт за шампанское.
Не так давно появился способ отличать углекислый газ, образующийся при брожении, от добавленного газа, полученного промышленным способом из метана. В этих газах разное соотношение изотопов углерода, что фиксируется с помощью специального исследования – так называемой масс-спектрометрии.
Тем не менее, в новом ГОСТе, по мнению ученого, есть недоработки, главной из которых является отсутствие числовых значений отношения изотопов углерода, характерного для игристых вин.
- Определили соотношение изотопов, после чего надо прописать в документе - если такие цифры — это игристые вина, если другие — значит, газированные. А там этого нет, - пояснил специалист. - Этим ГОСТом можно пользоваться, но нужен еще отдельный документ.