МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Специалисты по недвижимости раскрыли темные нюансы рынка хостелов: деньги текут рекой

«Мини-гостиница» в трехкомнатной квартире приносит 60-70 тысяч в месяц

В ночь с 28 на 29 июля пожар в хостеле на Алма-Атинской улице в Москве унес жизни восьмерых человек. Выгоревшая квартира находится на первом этаже, однако это не помогло ее постояльцам: на окнах были стальные решетки, а дверь была недоступна. Хостелы — то есть общежития или дешевые гостиницы, расположенные в помещениях жилых квартир — давно вызывают беспокойство у властей и соседей, но сохраняются и даже процветают. Как работает этот сектор экономики сейчас, выяснил «МК».  

Фото: АГН «Москва»

Восемь погибших, трое пострадавших в результате одного происшествия — это безусловное ЧП. Значит, будут разбирательства, а еще — будут попытки законодательно добиться «окончательного решения» вопроса о хостелах.

И это будут далеко не первые такие попытки. Борьбой с нелегальными хостелами московские чиновники и особенно законодатели занимаются с середины 2010-х годов. В частности, с осени 2019 года запрещено использовать жилые помещения для предоставления гостиничных услуг. Теперь, чтобы получить легальный хостел, нужно перевести квартиру в правовой статус нежилого помещения.

Мера разумная, но она не особенно подействовала. Во-первых, тот хостел, где произошел катастрофический пожар, был скорее сродни настоящей гостинице-общаге: там размещалось около 200 человек, а помещение было официально нежилым. А во-вторых, многие владельцы квартир, сдающие их «покоечно», продолжают это делать — только без рекламы и стараясь не обращать внимание соседей.

Сдача квартир под дешевую гостиницу или общежитие стала привычным делом на рубеже 2000-х годов. Основной причиной их массового появления на рынке оказалась высокая цена качественного ремонта и обилие в Москве «хрущевок», в которых дорогой ремонт делать бессмысленно.

— Даже на чистые, но без современного ремонта и мебели, квартиры спрос был невелик, — рассказывает частный риелтор Ольга Демченко. — Их тогда как раз начали презрительно называть «бабушатниками» и снимали только с большим дисконтом, значительно ниже рынка. А хозяева ниже рынка сдавать не хотели, тратить 500 тысяч — миллион на ремонт тоже. И тогда возникал вариант: сдать гастарбайтерам «как есть», пусть убивают квартиру и платят деньги по рынку.

Любопытно, что «романтиков» (как правило, молодые семьи), желающих недорого снять «убитую» квартиру и отремонтировать в процессе проживания, после 2000-х годов почти не стало. Виной тому, рассказывает риелтор, порочная практика, когда сразу после ремонта (поднявшего потенциальную арендную цену квартиры) хозяева ставили жильцам ультиматум: платите больше или выкатывайтесь. А вот рабочим, особенно мигрантам, ищущим не полноценную квартиру, а койко-место, деваться и так было некуда. Полная гармония.

Одновременно рос другой сегмент хостелов: посуточно сдаваемые квартиры или комнаты для туристов. Бум в этом секторе уже несколько лет (с чемпионата мира по футболу) задают туристы из всех регионов России; с 2020 года, хотя иностранные гости в Москве сошли практически на нет, туристов из регионов становится все больше.

— Я сдавала квартиру под хостел для рабочих, когда это запретили делать, закрыла лавочку, —  рассказывает Элина, жительница Щукино. — Теперь продолжаю сдавать, но туристам. На выходные летом практически всегда занято, и вообще в теплый сезон все «забучено» почти подряд. Официально это посуточная сдача, по просьбе жильцов я могу, если они живут не меньше недели, их зарегистрировать. Но просят это сделать очень редко.

Чтобы начать принимать туристов, нужен хоть небогатый, но современный и свежий ремонт. Почти все сдаваемые квартиры, не переведенные в нежилой фонд, теперь отремонтированы. Правда, некоторые «шанхаи» на первых этажах (как раз за прочными стальными решетками) все-таки остались.

— У нас продолжают жить человек 15 в этой квартире, — рассказывает Тамара Омелехина, пенсионерка из Тимирязевского района. — Вместо занавесок на окнах всегда плотное покрывало, что внутри — никто не знает, своя жизнь. Но шума никакого, неудобств тоже. Живут ребята из «Жилищника», говорят. По крайней мере, я видела их в жэковской форме.

В «Жилищниках» нескольких московских районов «МК» подтвердили: часть персонала живет в снятой специально для этого квартире прямо на участке. Риелтор Ольга Демченко полагает, что коммунальщики в качестве квартиросъемщиков — один из оптимальных вариантов для тех, кто сдает квартиры без ремонта.

— Сами судите, это фирма, снимают они «вбелую», за поведение сотрудников отвечают, — говорит специалист.

Хостел в трехкомнатной квартире на первом этаже недалеко от метро приносит хозяину около 60-70 тысяч рублей в месяц, рассказал «МК» хозяин такого хостела в районе Богородское. Поскольку речь не идет об официальном оказании гостиничных услуг, пресекать эту нелегальную деятельность полиция будет только по жалобам соседей, либо по факту нарушения общественного порядка, рассказал «МК» сотрудник ОВД «Щукино». Конечно, если квартира сдается вообще без договора, вопросы могут возникнуть у налоговой — но обычно, по словам хозяина хостела в Богородском, заключается договор аренды с тем, кто живет в хостеле постоянно. Он становится «старостой» квартиры, и обычно именно он отвечает в ней за порядок.

Совсем другое дело — хостелы с размахом, занимающие нежилые помещения (неважно, это несколько квартир на первом этаже или, например, бывший книжный магазин — бывает по-разному). Они имеют понятное юридическое лицо и должны подчиняться тем нормативам, которые есть в гостиницах.

Доход у таких хостелов намного больше, но и ответственность тоже высока: здесь есть проверки санитарных врачей и пожарного надзора. Злополучный хостел на Алма-Атинской, в котором размещалось сразу около 200 человек — как раз из таких «крупномеров». И его владельцы в рамках возбужденного уголовного дела ответят так же, как хозяева обычной гостиницы.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах