– В чем принципиальное отличие программы капремонта школ от тех ремонтов, что обычно проводились перед новым учебным годом?
– Действительно, к каждому новому учебному году все школы страны готовились. Где-то ремонты были побольше, где-то поменьше, но везде они были в основном косметические. За последние 30 лет у нас капитально были отремонтированы единицы школ, за исключением разве что Москвы и Санкт-Петербурга. Эта программа, которую инициировала «Единая Россия» и которая была поддержана президентом, она касается именно капитального ремонта. Она решает все наболевшие проблемы: текущие крыши, выпадающие оконные блоки, плохая канализация и многое другое. В первую очередь в нее вошли признанные аварийными школы, но есть в планах и другие. В этом принципиальное отличие: охватываются те работы, которые за счет средств местных бюджетов зачастую просто не могут быть выполнены. По завершении ремонта все школы станут примерами заведений XXI века.
– По каким критериям отбирались школы в программу?
– Всего в программе, рассчитанной на 5 лет, у нас сейчас 7300 школ. Это порядка 10% школьных зданий в стране. Помимо аварийных отремонтированы будут и те школы, которые в субъектах РФ предложат как остронуждающиеся, но с акцентом, что в первую очередь сельские. Подчеркну, наша задача – позаботиться о том, чтобы сельские школьники учились в условиях не хуже, чем городские.
– В целом, на ваш взгляд, после окончания действия программы какой процент школ все еще будут нуждаться в капремонте?
– На мой взгляд, эта программа должна стать перманентной. У нас школы не должны доходить до состояния, когда начинает требоваться капремонт. Если говорить о внутренних инженерных сетях – это 15–20 лет использования, не больше. Соответственно, подходя к этому сроку, необходимо начинать ремонт заранее. Подумайте только, у нас есть школы, которые функционируют в зданиях, построенных в XVII веке! Например, в Пензенской области. Там школа находится в здании бывшего монастыря, это единичный случай, но они есть. Этим школам необходимо внимание. Образование – это приоритет № 1. Все, что мы хотим иметь завтра, закладывается сегодня.
– Ремонты этого года уже вовсю идут. Как вы считаете, что оказалось самой частой «болью» школ, попавших в программу: крыши, окна, отсутствие теплого водоснабжения или что-то иное?
– Крыши! В бытность работы в Совете Федерации я даже предлагал создать отдельную программу «Крыши школ России». Дело в том, что в Советском Союзе, к сожалению, значительное количество школ, особенно в сельской местности, были построены хозспособом. Это когда сельскохозяйственное или промышленное предприятие нанимало рабочих, давало им материалы, и вот они строили, как придется. У многих школ мы и проектов найти не можем. А где можем, там бывает, что по проектам для южных регионов строили, например, в Воркуте или Иваново, потому что так было дешевле. Есть еще один нюанс: строили школы с плоской крышей и мягкой кровлей. В таких зданиях водосток идет внутри. Если каждое лето тщательно не заливать такую кровлю гудроном, то по осени в водостоке будет скапливаться вода, ночами она будет замерзать и расширяться, а потом уходит в образовавшиеся трещины. Вот вам и плесень с грибком!
– Поделитесь, пожалуйста, своим видением, о чем программа капремонта школ?
– Мы вместе в 2020 году поддержали поправки в Конституцию. И в них наиглавнейшей была поправка о том, что дети являются приоритетом государственной политики. Все у нас должно быть направлено во благо детей, они должны стать привилегированным классом. Тогда у страны будет будущее, тогда мы сможем не беспокоиться об импортозамещении, потому что у нас будут «мозги», у нас будут дети, которые почувствовали на себе заботу и готовы эту заботу воздавать своим успешным трудом.