МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Буллинг в детском лагере — как его избежать и что делать

«Цук» Лермонтова и зоновские законы не подходят детям

Когда речь заходит о лете и лагере, как-то не хочется думать о плохом. Лес, речка, компанейские вожатые, девичьи секреты, первые влюбленности... Ах, красота! И как не вяжутся летнее тепло и пастораль с детским буллингом — явлением столь же распространенным, как дедовщина в армии. «Благодаря» Интернету на буллинг могут полюбоваться все. Дети выкладывают такие шокирующие кадры, будто живут в другом лагере, том, который «по понятиям». В герметичной среде детского пансионата или санатория, откуда не уехать самостоятельно, детский буллинг страшен, как сорняк на фиалковом поле.

Фото: rawpixel

В Башкирии в лагере девочки толпой били «солагерницу» младше их на 2 года — приревновали к мальчику. Все снимали на телефон. В Иркутской области «старшаки» регулярно избивали младших, с ведома вожатых, как говорят. В Магнитогорске две рослые девицы пинали и били по голове бывшую подругу, а рядом смеялись и подначивали их зрители обоих полов. Это новости за неделю.

Конечно, детская жестокость родилась не сегодня. Когда-то, когда лагеря еще были пионерскими, там тоже процветал буллинг. Или, попросту говоря, издевательства.

— Отец был пианистом и однажды запихнул меня в дефицитный привилегированный лагерь на берегу Черного моря, — рассказывает москвичка Евгения. — Мне было 11. Я была полная девочка, но главное, я была из простых. Сплотились против меня все — и девочки, и мальчики. Они меня не били, нет, действовали изощреннее.

Игнорили, дразнили, дали прозвище Тушка. Я ела, купалась, гуляла как пария, все отдельно. Меня обзывали и унижали ежедневно, а при попытке сблизиться с кем-то наказывали. Могли в кровать дохлую лягушку подложить, пауков или водоросли. Дали однажды вечером «сок» — вы можете догадаться, что там была за жидкость, в другой раз подмешали в чай слабительное. Когда я вернулась домой, где-то полгода еще говорила очень тихо, едва слышно. Мне 47 лет, и до сих пор иногда вижу во сне тот лагерь.

Как «работает» механизм детской травли, прекрасно показал Ролан Быков в своем фильме «Чучело». Инаковость внучки коллекционера Бессольцева подогревала ненависть всего класса, когда Лена «провинилась». Но все-таки почти 40 лет прошло после «Чучела». Что в детских коллективах изменилось в смысле буллинга?

— По большому счету ничего не изменилось, — говорит семейный и системный психолог Марьяна Разумовская. — Хоть с лицейских времен, хоть с каких. Одним из зачинателей дедовщины в юнкерской среде называют Лермонтова. Мартынов пишет, как будущий классик над ним издевался. В XIX веке это называлось «цук». Юношеский морально-этический кодекс шаток, поэтому группу детей или подростков легко толкнуть на любые, даже самые страшные поступки. Есть роман «Девушка по соседству» Джека Кетчмана, он написан на основе реального случая в США конца 1950-х. Роман экранизирован, посмотрите, но фильм невероятно тяжелый.

И все-таки Марьяна выделяет особенности современного буллинга. Сегодня в московских школах редко можно услышать про «жиробасин», «дрищей», «тупэ» или очкариков с шариками. Выбор жертвы зачастую случаен. Но зато агрессоры снабжены гаджетами и могут шантажировать жертву рассылками, а издевательства утекают в Сеть.

— Держать ребенка у подола из-за «как бы чего не вышло» не стоит, — считает Разумовская. — Просто надо подготовиться. Организационно: не отправлять в лагерь не по его профилю. В спортивный не записывать, если ребенок увалень, в музыкальный, если медведь на ухо наступил, в языковой не ехать, если ребенок еще в школе возненавидел этот предмет. Можно отправить не одного, а с друзьями. И, разумеется, провести беседу на тему того, что такое буллинг и как реагировать на него. Что если тебя не бьют, но обзывают, унижают, умышляют против тебя — это тоже буллинг и о нем надо сообщить. Но самая лучшая прививка от него — здоровые отношения в семье и работа над самооценкой ребенка. В таких ситуациях не только избирают в жертвы тех, кто уязвим, агрессоры обычно тоже имеют психологические проблемы. Отсюда потребность самоутверждаться путем издевательства, унижения других.

Эксперты — и педагоги, и психологи — также советуют учить детей не молчать и не терпеть, особенно мальчиков. В ситуации травли в лагере лучше обращаться за помощью не к вожатым, которые едва вышли из подросткового возраста, а к кому-то из администрации. Родителям не надо игнорировать тревожные звонки из лагеря. А то до сих пор у нас распространена ситуация, когда детям не верят, считают, что они выдумывают или сами разберутся в проблеме. Зоновское «не верь, не бойся, не проси!» мало подходит для детского лагеря.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах