Продленка очень уж странный предмет: она точно есть, но ее вроде нет. И все потому, что закон до сих пор не обязывал школы иметь ГПД – это решали попечительский совет, учредители, администрация. Поэтому, по данным авторов законопроекта о ГПД, в российских школах работало 11 733 группы ГПД. Не так и много – продленки существовали только в 28% российских школ.
– Мне многие коллеги и подруги завидовали: в нашей школе работает полноценная продленка, – говорит москвичка Евгения. – И оба мои ребенка туда ходят. В «началке» продленка до 16 ч. и сборная группа из всех классов начальной школы – до 19 ч. Просто у нас небольшая школа, каждая параллель состоит из 2-3 классов, детей немного. Кроме того, в нашей школе организована сборная группа, где можно оставить ребенка до 21 часа. Ведь далеко не все родители освобождаются с работы к семи вечера.
Стоимость на одного сначала была 1500, потом ее подняли, но немного. Обеды оплачиваем отдельно. Для сравнения – у моей подруги сын учится в очень большой школе, более тысячи учеников. Ни о какой продленке нет и речи. У другой в школе есть продленка, но только до 16.00. И это в основном так.
Мне многие на работе даже не верили, что у нас в школе в ГПД такие условия, и недорого. Но даже у нас уроки с ними никто не делал. Дети занимались сами, могли подойти к учителю задать вопрос. То есть только присмотр и прогулки во дворе школы. Домашнее задание мы с мужем проверяли и доделывали дома. А вот на кружки – да, ходят. У нас в школе два театральных кружка, языки, рисование, танцы, боевые искусства...
Законопроект, который группа депутатов внесла на рассмотрение в Госдуму еще в апреле, регламентировал работу групп ГПД. Перед этим Вячеслав Володин провел в соцсети голосование о необходимости создания «единых стандартов» для ГПД на федеральном уровне. Идею поддержали 72% участников. И только 13% написали, что решение надо оставить «на усмотрение учредителей школы».
6 июля закон прошел третье чтение. Единые правила для всех групп ГПД в школах теперь включают не просто присмотр за детьми и обед в школьной столовой, но и «подготовку к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия, а также могут быть предусмотрены иные виды деятельности».
– Ой, вспоминаю я свою продленку, – делится Александр из Электрогорска. – Родители мои оба на заводе работали, уставали, – какие там уроки? Все на продленке мы делали, и пока уроки не сделаешь, из класса не выпустят. Гуляли во дворе школы, с горки катались… В старших классах сбегали с продленки часто, по городу шлялись. Сейчас думаю, как подставляли этим учителей. А тогда – да, романтика…
А помладше были – рисовали там что-то, лепили... Еще у нас в школе кинобудка была: механик дядя Миша по вторникам нам кино показывал. Все подряд – обучающие фильмы, хроника, – мы все любили. А сейчас ничего похожего, конечно, нет. Хотя многие работают не меньше, а даже больше наших родителей, на работе допоздна задерживаются. Хорошо жена у меня не работает, детьми занимается. Бабушек-дедушек у нас нет, няни – дорого. А уроков сейчас задают детям на дом даже больше, чем нам когда-то задавали...
Исторически ГПД в школах в нашей стране вышли на государственный уровень в 1960 году. Все в те времена обязаны были работать, исключения были редки. Если в семье не было бабушки, которая могла бы забирать детей после уроков, выручала продленка.
Сегодня кажется, что те времена возвращаются. Но, как известно, в одну реку нельзя войти дважды. Во-первых, детям задают много проектных работ, презентаций, для подготовки которых необходим компьютер, чего в обычном классе нет. То есть уже часть заданий «пролетает». Или школа обязана доукомлектоваться компьютерным оборудованием и оргтехникой, а это дорого, особенно в нынешних санкционных условиях. Об этом в законопроекте ничего не сказано. А во-вторых, у школ теперь собственный бюджет, они все на самофинансировании.
– И главное, – говорит учитель начальных классов и завуч из Москвы Лидия Леонидова, – так это существенное повышение нагрузки на учителей. И на предметников, и на ДПО (дополнительное образование, то есть кружки. – Авт.). И совершенно непонятно, как это финансировать. Ведь поднимать плату за продленку мы не можем: она заранее регламентирована в размере 1–6,5 тыс. рублей в месяц. Бюджеты школ и там трещат из-за цен на бумагу, питание, общей инфляции. А теперь мы еще обязаны делать у себя ГПД «полного цикла». До вечера, с уроками, физкультурой и «печеньками». Где на это деньги взять, непонятно...
На сей счет в новом законе есть строка, что «возможно дофинансирование из региональных бюджетов». Формулировка довольно расплывчатая. Зато учительские чаты уже лихорадит от историй: «директор навешивает мне ГПД, я не хочу. Сидеть до вечера – это сколько еще часов! А платят за продленку «бешеные деньги» – 5 тысяч рублей».
Читайте также: "Как быстро научить ребенка читать по слогам в 6 лет"