В уголовном праве существует целый ряд возможностей прекращения уголовного преследования, которые оставляют человека как бы «под подозрением» или «с пятном» - авторы пояснительной записки к документу особо выделяют в этом ряду истечение срока давности. Бывает, что человек не желает, чтобы дело прекращали таким образом, а надеется доказать свою невиновность.
Так вот, сегодня пункт 3 части 1 ст. 24 и часть 2 ст. 27 УПК РФ дают право следователю вторично прекратить дело в связи с истечением срока давности, если один раз оно уже прекращалось по этому основанию, а затем возобновлялось. Причем, возобновляться дело могло по разным причинам — в том числе, сам подозреваемый мог сначала согласиться на прекращение дела, а потом передумать. С такими «капризными» подозреваемыми следствие не церемониться.
Однако Конституционный суд РФ признал эти параграфы УПК не соответствующими Конституции, поскольку они все же нарушают права подозреваемого или обвиняемого. Поэтому Минюст предлагает дополнить статью 27 УПК положением о том, что всякое прекращение дела по нереабилитирующим обстоятельствам требует согласия самого человека (если, конечно, он жив).