МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

HIMARS убили на Донбассе троих молодых волонтеров-казаков из Астрахани

Александр Матвеев, Георгий Шерстюков и Александр Ховрико были молодежными лидерами

«Как же так, братишки?», «Как же вы не убереглись?», «Вы были лучшими из нас», — говорят те, кто хорошо знал астраханцев Александра Матвеева, Георгия Шерстюкова, Александра Ховрико. Ребята отправились в ДНР с гуманитарной миссией. Развозили жителям Шахтерского района продукты, доставляли медикаменты в местные больницы. 10 июля в 4 утра их волонтерский центр был обстрелян из реактивной системы залпового огня HIMARS. Три человека погибли, 11 были ранены, четверо пропали без вести.

Слева направо: Александр Ховрико, Георгий Шерстюков, Александр Матвеев. Фото: Соцсети

О погибших добровольцах рассказали «МК» их друзья и знакомые.  

На Донбасс с гуманитарной миссией волонтеры отправились 1 июля от общероссийской молодежной патриотической организации «Наследие».

Успели разместить на своих страницах в соцсети два ролика. Их микроавтобус прорывался по разбитой дороге к деревням, где остались мирные жители. Волонтеры проскакивали разрушенные Новотроицкое, Ольгинку, Благодатное…

Камера на освобожденных территориях выхватывала груды плит и кирпичей, оставшихся от домов. Покореженную технику, обугленные, пробитые снарядами стены церквей. Их цель была Владимирка, которая практически примыкала к линии соприкосновения. В село несколько месяцев не доставлялись продукты.

Жители, принимая пакеты с крупой, мукой, консервами, подсолнечным маслом, желали ребятам здоровья. Выдача «гуманитарки» проходила оперативно. В любой момент мог начаться обстрел. Медсестры в разбитых больницах, забирая коробки с лекарствами, крестили волонтеров вслед.   

«Огромных сил вам в благом деле. Держим за вас кулачки! Возвращайтесь домой живыми и здоровыми!» — писали им друзья из родного военно-патриотического клуба «Покров». За волонтеров молились близкие. 

А под утро 10 июля украинские войска обстреляли Шахтерский район в ДНР из РСЗО. В село Степано-Крынка прилетело шесть ракет. Волонтерский центр был разрушен. Астраханцы Александр Матвеев, Георгий Шерстюков и Александр Ховрико погибли.

— Никто из нас пока не может осознать и принять то, что ребят нет в живых, — говорит их соратник Виктор. — Кулаки чешутся, когда сейчас читаем комментарии, что ребята, мол, поехали «срубить бабла», заработать. Да надо знать этих парней. Каждый из них, не задумываясь, снял бы с себя последнюю рубаху, чтобы отдать нуждающемуся. Никто их не отправлял на Донбасс, это была их инициатива. Они увидели, что есть волонтерские смены. Взяли на работе отпуск за свой счет, за свои деньги купили билеты и поехали. У них была внутренняя потребность помочь обездоленным детям и старикам, привести им продукты. А также доставить в больницы нужные препараты, чтобы раненые получили шанс на спасение.     

— Как узнали о трагедии?

— Два дня они не выходили на связь. Потом мы увидели сообщение губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина о том, что украинские националисты ударили по волонтерскому складу, где находились наши добровольцы. Там были также ребята из Питера, Карелии, Твери, Москвы. Четверо пропали без вести. 11 человек получили ранения. Тот населенный пункт ранее так интенсивно не обстреливался, пока американцы не передали ВСУ реактивные системы HIMARS.

Виктор говорит, что это были лучшие их активисты.  

— Все трое работали в Центре военно-патриотического воспитания, казачества и подготовки населения к военной службе. Пропадали на работе все вечера, выезжали на мероприятия в выходные. Были инициативными, все время что-то придумывали. Получали гранты и создавали проекты для подрастающего поколения. 

Георгий Шерстюков Фото: Соцсети

Гоша Шерстюков был атаманом Союза казачьей молодежи войска Донского. Каждый год ездил вожатым в военно-исторический лагерь «Страна героев», был организатором профильных казачьих смен. Это был настоящий вожак для подростков. Мы подсчитали, он воспитал, «поставил на крыло», около 1200 ребят. Многие из них только благодаря Гоше «ушли с улицы», бросили курить, заинтересовались историей казачества, традициями, полюбили лошадей.

Он сам прекрасно ездил верхом, занимался джигитовкой. Лошади понимали его с полуслова. Гоша был настоящим казаком по духу, прирожденным педагогом-организатором. Сколько я его помню, он всегда находился в окружении мальчишек и девчонок. Он сам из многодетной семьи. Абсолютный бессеребренник, готовый поделиться всем, что у него было.

Друзья говорят, что Григорий учился в Астраханском государственном университете на факультете физической культуры и спорта. Был лучшим студентом в группе. 11 июля должен был получать диплом бакалавра. Собирался поступать в магистратуру.

— Кто общался с Гошей, тот знал, что значит иметь настоящего друга, — говорит Ксения Свидерская. — Он мог сорваться в любую минуту, если нужна была его помощь. У него был настоящий казачий характер, доброе сердце, свободная воля. Это был самый светлый человек из тех, кого я знала. Он буквально ослеплял своей улыбкой окружающих и заряжал их своим оптимизмом. 

Друзья отмечают его ответственность. Все знали, если Гоша сказал, он это обязательно сделает.

— Григорий — наш станичник, — говорит, в свою очередь, атаман станицы Атаманской Алексей Рогачев. — В свое время он закончил Астраханский казачий кадетский корпус имени атамана Бирюкова. Был очень спортивным, светлым, добрым парнем. У нас каждую неделю в станице собирается сход. Недавно он пришел и предупредил, что его не будет недели две-три. Тогда мы и узнали, что он едет на Донбасс. Он сам вызвался поехать раздавать гуманитарную помощь. В этом был весь Гоша. Он всегда появлялся там, где было труднее всего, где нужна была его помощь.  

Алексей уверен, что по волонтерскому центру били целенаправленно. Атака была спланирована.

— Все ребята — такие молодые. Гоше Шерстюкову было только 22 года, Саше Матвееву — 24 июня исполнилось 24 года, Саше Ховрико было 29. Вся жизнь была впереди. Они приехали на Донбасс не с оружием, а с гуманитарной миссией, привезли старикам, женщинам и детям хлеб, консервы, муку. А их убили.

— У Григория Шерстюкова, с которым вы плотно общались, не было никаких предчувствий?

— Мы встречались за неделю до его отъезда. У нас были большие планы. Мы думали о взаимодействии со школами, собирались открыть казачьи классы. Никаких дурных предчувствий у него не было. Это был очень позитивный, жизнерадостный человек. У него было много задумок, много новых идей. Он смотрел вперед, думал о будущих мероприятиях.  

Алексей говорит, что для астраханского казачества это огромная потеря.

— Мы реально не знаем, кем сейчас Гошу заменить. Он был на своем месте. У него «горели глаза». Больно сейчас осознавать, сколько бы еще он мог в этой жизни сделать…

Александр Матвеев Фото: Соцсети

Александр Матвеев был «правой рукой» Григория Шерстюкова.

— Саша — из простой семьи, единственный ребенок у родителей, — рассказывает Виктор. — Он закончил политехнический колледж, в армии служил в Морской пехоте Каспийской флотилии. Был сильный духом человек. Очень безотказным, ответственным. В выходные часто ездил к ребятишкам в детские дома, возил их на выставки.

Александр Ховрико Фото: Соцсети

У третьего погибшего волонтера, Александра Ховрико, по рассказам друзей, было военное прошлое. Он был офицером, имел звание младшего лейтенанта. Потом закончил Астраханский университет, факультет педагогического образования, искусства, сервиса и культуры. Работал в Центре военно-патриотического воспитания, казачества и подготовки населения к военной службе. Был членом Молодежного правительства Астраханской области.

— Саша был ростовчанином. В нем чувствовалась военная выправка, — рассказывает Виктор. — Он был человеком дела, очень целеустремленным, не терпел фальши. При этом был открытым, доброжелательным. Я думаю, если бы Саша не погиб, он мог бы сделать блестящую карьеру.

У него осталась жена и двухлетний сынишка Тимофей, в котором он души не чаял.

Друзья волонтеров говорят, что на прощание с погибшими собираются приехать добровольцы из других регионов. Многие хорошо знали Сашу Матвеева, Гошу Шерстюкова, Сашу Ховрико.

— Сейчас говорю о них, и сам не могу сдержать слез, — признается Виктор. — Ребята жили, отдавая себя другим. И погибли, как герои.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах