В городе сохраняется риск диверсий, о которых местных жителей просят незамедлительно сообщать властям. «В городе может быть расположение крупных схронов с оружием в лесном массиве, – пишет канал «Наш Красный Лиман». – Те, кто вернулся из территориальной обороны и ВСУ в город незамеченными, также могли прикопать что-либо для дальнейших диверсий и диверсионно-разведывательных бригад».
Город сильно поврежден обстрелами. Удары наносились по жилым домам, школам, детским садам. Любимое оружие украинцев – минометы и РСЗО «Точка-У». Вот и городской администрации пришлось несладко. Военный корреспондент Семен Пегов описывает ее состояние: «Там ни одного целого стекла, дыры в стенах, уходя с работы, двери никто не закрывает, потому что это не имеет смысла. Зайти может любой. Там есть кое-какая офисная мебель, уцелевшая после обстрелов, и крыша над головой. Ноутбуки полевые донбасские чиновники забирают с собой на ночлег, так что красть особо нечего, поэтому и не заморачиваются».
Улицы усеяны воронками от снарядов, а многие частные и многоэтажные дома – в состоянии руин. В соцсетях можно найти много видеозаписей с последствиями обстрелов. Вот, например, обгоревшая пятиэтажка. Все стёкла выбиты, во дворе воронка огромных размеров «Ой, это же мой дом, – пишет одна из местных жительниц в комментариях, – какой же ужас, что с ним стало».
– А что произошло с квартирой, не знаете? – интересуюсь у нее.
– Даже и не знаю. Я с ребенком уехала, а на видео именно мою квартиру не видно…
– Возвращаться не планируете?
– Хотелось бы поехать и посмотреть, что там сейчас. Может, вещи хоть какие-то остались…
Но не все захотели покидать родные края. По словам тех, кто остался, ехать им просто некуда. Украинские военные лишили людей жилья.
«Почему мы должны куда-то уезжать и почему нас за это нужно обстреливать? Разбомбило и наш дом, и дом соседа. А потом сразу пришли бородатые молодчики-украинцы, представились волонтерами, помощь предложили. Говорят, вас Россия разбомбила. А с ними сразу телевидение с камерами, и снимают это. Какая же это Россия, если это было 7 мая, а Россия пришла после 23 мая?!»
Еду люди были вынуждены готовить как есть, прямо на улицах на кострах, а жить вместе с детьми в обесточенных бомбоубежищах, почти все из которых построены еще во времена СССР и непригодны для длительного пребывания внутри.
Сейчас жители уже ведут в городе восстановительные работы. Делают что могут – убирают мусор, стекло, ветки, камни. «В первую очередь будут восстанавливаться социальные объекты и объекты ЖКХ, рассказывает руководитель центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов, – потом жилой фонд. Свет, вода, тепло. Потом – школы, детские сады, больницы. Также нужно открывать социальные общежития, такой опыт тоже есть»
Волнуют жителей и разбитые окна в домах, ведь до осени осталось рукой подать, но эту проблему волонтеры совместно с представителями местной администрации обещают решить: машины привезут стеклопакеты. А ещё к 1 сентября обещают отремонтировать и открыть учебные заведения. Чего не рекомендуют делать местным жителям, так это ходить в лесополосу: ВСУ оставили там «подарки» в виде мин. На них уже подорвался велосипедист, который ехал на работу через лесополосу – на железную дорогу...