Как хорошо, что из законодательства убрали понятие «образовательная услуга», сказали из зала. «Да, было много обращений, чтобы это убрать», — подтвердила Гумерова. «Педагог не может быть «урокодателем», а воспитателем с большой буквы». Не зря 2023 год указом президента выбран Годом педагога и наставника. Сенатор отметила, что сейчас просто необходим комплекс мер по возвращению престижа профессии учителя. Тут и положительный образ профессии в культуре, например, в телесериалах. И, конечно, многострадальное повышение учительских зарплат.
«Да, зарплаты сложная тема», — отметила сенатор. Фактически же поручение президента о том, чтобы минимальная базовая ставка оплаты работы учителей была не ниже прожиточного минимума в регионе, не везде выполняется. «Выполняется за счет того, что учителя работают по 1,5–2 ставки», — уточнила глава комитета СФ. «Не редкость, что в регионах учительские зарплаты — 8, 10 тысяч рублей за 18 часов. И это никуда не годится. А тут еще система коэффициентов и различных надбавок: северные, уральские», — посетовала глава парламентского комитета. «Разница, конечно, должна быть, но не в несколько раз». В общем, Гумерова назвала формирование единой системы оплаты труда учителей приоритетом. С гарантией базовой части в размере не менее 70% от регионального прожиточного минимума. Сенатор сообщила, что с сентября 2022-го в 6 субъектах РФ стартует «пилот», эксперимент по внедрению единой системы оплаты труда учителей в школах. И если он будет успешным, «пилот» распространят на всю страну.
Также парламентарий отметила, что в систему поддержки среднего образования входит и обновление школьной инфраструктуры, ремонт и строительство школ, переподготовка учителей и т.д. Все это должно привести к тому, чтобы молодые талантливые кадры не уходили из отрасли в офисы, а оставались в школе.
Спросили у главы комитета об образовании в Донбассе. Гумерова рассказала, что Минобразования поддержало инициативу комитета по синхронизации образовательных связей. Например, за каждым вузом ДНР и ЛНР будет закреплен конкретный российский вуз, новая разновидность сетевых программ мобильности. «27 июня Валентина Матвиенко провела Президентский совет, где обсуждалось, что около 1000 студентов из ДНР-ЛНР получили правительственные квоты на обучение в наших вузах», — добавила сенатор. И отметила, что квота эта отдельная, бюджетные места она не затронет.
«Из 1120 школ Донбасса более 800 завершили год по российским стандартам», — также сообщила парламентарий. Более 15 тыс. педагогов из Донбасса пройдут в этом году стажировку по российским образовательным стандартам. И в ДНР-ЛНР уже было направлено из РФ более 1,5 миллиона учебников.
Вопрос по новым учебникам, особенно по истории, «на острие повестки дня». Глава Комитета СФ по образованию назвала типичные проблемы российских учебных пособий сегодня. Программ слишком много — одной истории 70 учебников, «а в линейке их 14, когда должно быть 5–7 всего. И содержание порой подкачало. Есть скучные учебники, написанные тяжелым канцелярским языком. Есть просто «неправильные». Сенатор привела пример такого учебника по русскому языку, который был удален из ФПУ (федеральный перечень учебников. — Авт.) по инициативе комитета из-за раздела «Жаргонизмы». Представитель комитета прочитал эти самые жаргонизмы и пришел в ужас.
Неправильно, что экспертиза учебников проводится у нас одним ведомством, полагают в СФ. «Надо поднять экспертизу учебников на правительственный уровень, чтобы этим занималось государство», — предложила Гумерова. Речь прежде всего «об образующих мировоззрение предметах», таких как история, литература, русский язык, обществоведение. «Инициативу уже поддержали в нашем историческом обществе», — добавила сенатор. Так что в новом учебном году наши школы кроме «пилота» по зарплатам ожидает пересмотр системы экспертизы учебников. И, возможно, появление нового, сокращенного ФПУ по «мировоззренческим предметам».