В условиях современной технологической революции экономические, социальные, научные достижения возможны только в той мере, в какой формируется и эффективно включается в общественное производство, социальную и политическую жизнь, в культуру человек, обладающий не только профессиональными знаниями, но и творческим потенциалом, человек культурный. А такой человек формируется в пространстве образования — образования, проходящего через всю жизнь и формирующего креативный потенциал. Но кому сегодня доступно такое образование?
Ответ будет печальным: меньшинству. Даже в нашей стране, некогда гордившейся одним из лучших в мире образований.
Но обо всем по порядку.
В рамках дебатов об образовании весьма популярной стала тема Болонской системы, причем понимаемой крайне узко: как система высшего образования по модели «4 + 2» (бакалавриат + магистратура).
Но, во-первых, главные недостатки Болонской системы для нашей страны состоят не в комбинации бакалавриата с магистратурой (хотя и это не сахар!), а в том, что России оказалось навязано сформированное тотальным рынком и глобальным капиталом содержание образования.
Только один пример: если мы всё молодое поколение 30 лет учим тому, что главная задача экономики — это максимизация прибыли, рост валового продукта и таргетирование инфляции (а посвященные по преимуществу именно этому курсы микро- и макроэкономики преподаются экономистам на протяжении всего обучения и в бакалавриате, и в магистратуре как базовые), то, поверьте, так обученные выпускники завтра станут искренними и последовательными борцами за неолиберальные ценности. А мы в нашей стране уже 30 лет — намеренно повторю! — учим именно этому, потому что программа обучения экономистов в основе своей — неолиберальная, навязанная американскими и прочими западными университетами.
Поэтому если у нас сохранится унификация программ, если мы не будем изменять содержание гуманитарного образования, от того, что у нас будет специалитет, учить будут пять лет, а не четыре или шесть, изменится очень немного. Но это, вообще говоря, «мелочь» по сравнению с гораздо более серьезными проблемами в области образования.
Главное в другом: система образования — это порождение общественно-экономической и политической систем. Если у нас лучшие выпускники университетов хотят уехать в США и ЕС, то это не потому, что у них диплом позволяет это сделать. Они хотят этого не потому, что система позволяет это сделать. А потому, что там им лучше, чем здесь. Не всем, но большинству. Давайте говорить откровенно.
Поэтому главный вопрос: как сделать так, чтобы здесь, у нас в стране, было лучше? И не столько по объему дохода, сколько по качеству жизни, по ее смысловой наполненности, по уважению к труду профессионала, к творческому человеку, а не чиновнику или миллиардеру.
Но и это не главное.
Главная проблема в том, что сегодняшнее обучение в РФ — продукт мировой рыночно-капиталистической системы. Сегодня в нашей стране и бакалавриат, и магистратура, и вообще все формы и содержание образования — это по преимуществу то, что востребовано современной рыночной экономической и политической системой (хотя кое-какие элементы советской системы образования еще сохраняются, и потому мы все же несколько отличаемся от остальных стран). Современному рынку и капиталу нужны натасканные на выполнение стандартных функций профессионалы — винтики глобальной рыночно-капиталистической системы, марионетки рынка, капитала и бюрократии. Они востребованы и в современной России, ибо господствующая у нас экономическая система — тот же капитализм, только полупериферийного типа и с бóльшей, чем на Западе, ролью бюрократии.
Вопрос: что будет завтра, если мы неким чудом создадим у нас другое — ориентированное на развитие личности каждого, общедоступное, эгалитарное образование, но не изменим социально-экономическую систему? Будет клинч. И образование будут все время ругать за то, что мы готовим гармонично развивающегося человека, социально ответственного гражданина, а рынку и бюрократии нужны специалисты, востребованные полупериферийной экономикой.
Образование может немножко улучшать или немножко ухудшать (как сейчас) существующую систему, но изменить эту систему образование само по себе не может. Поэтому главный вопрос — в глубоком реформировании социально-экономических основ нашей жизни, в хотя бы частичной переориентации с рыночно-капиталистических и бюрократических приоритетов на социальные, на человека.
Но есть и обратная связь: даже если мы изменим систему, но не изменим образование, то результат будет опять же печальный. Поэтому нам нужны глубокие реформы и в экономике, и в образовании.
Какие именно изменения в образовании нам необходимы? Мы с коллегами, профессионально работающими над этими вопросами, выделяем четыре основных аспекта социально ориентированных реформ в сфере образования.
Первый. Как уже было сказано, сегодня в РФ готовят в лучшем случае профессионального, умеющего правильно выполнять функции, заданные рынком или чиновником, или международным стандартом, специалиста. Задача же состоит в качественном изменении цели: не только готовить профессионала, но и формировать в процессе обучения, воспитания, просвещения (т.е. образования в широком смысле слова) личность, обладающую творческим потенциалом и социальной ответственностью. Нам надо готовить таких людей и для нашей страны, и для всего человечества. Я не знаю, Менделеев, это русский ученый? Он подарил свою Таблицу России или всему миру? Он подарил ее всем. Каждому. И это стало основой для уважения к нашей стране, нашей культуре.
Попутно замечу: Россию будут любить только тогда, когда мы будем творить для всего мира, дарить всем и каждому культуру, науку, знания, действуя по логике, противоположной логике частного капитала. Если же мы будем работать только сами на себя, то нас не будут ни любить, ни уважать, и правильно сделают. Если наш автор напишет роман, который переведут на десятки языков мира, то это будет развитие России. Советский Союз уважали не только потому, что у него была сильная армия или он давал деньги кому-то, а потому что во многих странах мира были выпускники наших университетов, потому что советские фильмы смотрели во всем мире, потому что нашу музыку, картины, книги слушали, смотрели, читали везде. Потому что Гагарин был символом не только нашей страны, но и всего человечества, покорившего космос.
Второй аспект: реальная общедоступность образования. Если у нас образование будет платным (а оно сейчас и в государственном вузе по факту платное, потому что для поступления в хороший государственный вуз надо заплатить репетиторам денег едва ли не больше, чем стоит плата за обучение в частном вузе), то оно заявленных задач не выполнит. Поэтому либо наше образование будет действительно бесплатным, общедоступным (а это единственное условие формировать творческий потенциал в России сегодня!), либо у нас останется то, что есть сейчас.
Третий аспект: эгалитарность образования. Сегодня образование элитарное. Есть несколько университетов, в которых можно получить образование мирового уровня. Если ты не абсолютный гений, обладающий огромным потенциалом расталкивать локтями всех остальных, а умный, но скромный ребенок из бедной семьи, из депрессионного региона, то ты в этот университет не попадешь. Нам как воздух нужна эгалитарность образования, потому что только она дает высокое качество образования, обеспечивая каждому, в ком есть талант (а он есть в каждом ребенке!), возможность реализовать его в полной мере. Для того чтобы получился Эйнштейн, надо, чтобы ребенок из каждой деревни мог стать Эйнштейном. Для этого нужны бесплатные подготовительные курсы, социальные стипендии и многое другое, да.
Четвертый аспект: демократизм управления в сфере образования. Если у нас в образовании, в науке, в искусстве не будет реального самоуправления, не будет участия работников в управлении, не будет реальной транспарентности, выборности и сменяемости администраторов, реального контроля за деятельностью и доходами администрации, система работать не будет.
Итак, четыре слагаемых. Готовим человека, а не функцию. Образование для всех и через всю жизнь. Эгалитарность образования. Реальный демократизм управления. Такова альтернатива сегодняшним трендам коммерциализации, бюрократизации, менеджеризации образования.