В пресс-службе Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ «МК» рассказали, что 19 июня пассажиры поезда Щелково – Москва сообщили машинисту по связи «Пассажир-машинист» о хлопке и криках на крыше. На станции Ростокино на крыше нашли 12-летнего подростка с «характерными признаками электротравмы», он был в сознании.
Как узнал «МК», подросток не садился вовнутрь поезда, а сразу залез на крышу на станции Подлипки. Пробежал восемь вагонов и на втором вагоне лег на живот, потому что там был низко расположен токоприемник. Случайно дотронулся до него и получил разряд тока. После получения сигнала от пассажиров на первой же станции его сняли, он был отправлен в больницу. «Бывает, что в таких случаях подростки получают обширные электроожоги, но мы надеемся, что он скоро поправится», – выразил надежду наш собеседник. Сейчас организована доследственная проверка.
При этом многие каналы поспешили сообщить, что мальчик скончался от удара тока.
Трейнсерфинг, или зацепинг, напомним, это экстремальный способ передвижения на поезде. Зацеперы существуют с тех пор, как человечество изобрело трамваи и поезда. Многочисленные печальные исходы и то, что культура зацепинга признана в России запрещенной, увы, не сокращают ряды экстремалов. В мае этого года тяжелые травмы получил в Подмосковье 14-летний зацепер, а в апреле 13-летний любитель острых ощущений и вовсе погиб.
Бывший зацепер Юрий Ермаков из Санкт-Петербурга, которому сейчас 18 лет, высказал «МК» мнение с высоты повзросления:
– Когда мне было 14-15 лет, я цеплял электрички, товарные поезда. Однажды видел двух девушек, которые хотели пофоткаться на крыше поезда, но, слава богу, мы докричались до них, а то провод был в нескольких сантиметрах от них. Я сам во время зацепинга чуть не погиб, как минимум, два раза. В первый раз, когда цеплял, помню, как силы не рассчитал и не смог запрыгнуть, и меня чуть под состав не унесло. И второй раз, мне как будто кто-то внутри подсказал дернуть шеей вправо, убрать голову: мы слезли и шли вдоль состава, который достаточно быстро ехал, и там был вагон очень широкий, крупногабаритный, и если бы я не дернул шеей вбок за секунду до того, как он приблизился, то, думаю, от моей головы ничего бы не осталось!
Сейчас я бы хотел обратиться ко всем зацеперам: если не думаете о себе, то подумайте о родных, что они будут чувствовать после такой потери. Ведь каждый шаг на железной дороге в роли зацепера – это шаг к смерти.
Во многих школах, кстати, пытаются бороться со смертельно опасной забавой, например, распространяют среди детей памятки. Среди причин смертельных случаев в них называют: потерю равновесия и падение с поезда во время движения, в том числе в результате соскальзывания с поезда от резкого рывка или сильного ветра. Может ударить током, например, при слишком близком приближении к контактной сети, токоприемнику, токоведущим высоковольтным шинам. Можно получить тепловые ожоги, если случайно прикоснуться к нагретым тормозным резисторам. Другие опасности, которые могут стоить жизни: столкновение с препятствиями по ходу движения (платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше, ну и падение на рельсы под колеса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку.
Профессиональный спасатель, советник председателя исполкома Россоюзспаса Владимир Федорович прокомментировал «МК»:
– К сожалению, воспитательные беседы с школьниками в данном случае мало что дадут. Выход я вижу один: защита крыш, затруднение прохода в межвагонные промежутки, оснащение камерами заднего вида и кругового обзора у машиниста и на станциях.
Семейные психологи советуют родителям таких подростков найти для них альтернативное занятие и попытаться перенаправить их энергию, например, на экстремальный спорт под руководством взрослого, квалифицированного тренера: дайвинг, скалолазание, рафтинг, серфинг и др.