– Ребята приехали уставшие, ведь у них была длинная дорога, – рассказала «МК» управляющая оздоровительным комплексом Лолита Маниленко. – Их везли на автобусах с сопровождением через Краснодар. В лагере они сразу покушали, прошли медосмотр и были размещены по корпусам.
– А какого возраста дети и откуда конкретно?
– Из Донецка и Донецкой области – с освобожденных территорий. Возраст – от 7 до 17 лет включительно. Мы не делили их на отдельные отряды, а разместили с другими ребятами. Они дружат с нашими детьми из Крыма, и это самое главное. Вообще они такие открытые, откликаются на любой призыв о проведении мероприятия. И в футбол играют, волейбол, ходят на кружки «соленое тесто», гончарное дело (мы недавно приобрели гончарный круг), лепят из глины. Слава Богу, хоть стали улыбаться – это дорогого стоит. Единственное, погода подкачала: вода была 17 градусов, сейчас – 19, но я думаю, скоро она прогреется и они смогут купаться. Но все равно ходят на пляж: мочат ноги, собирают камешки, дышат. Воздух у нас насыщен разнотравьем, сосны. Кормим их пять раз в день.
На второй день после приезда всех детей взвесили, а в конце смены сделают это еще раз, чтобы посмотреть, сколько они набрали.
– А что больше всего они любят делать?
– Танцевать и участвовать во флешмобах. У нас вообще очень танцующий лагерь, поющий. Есть вокальная студия, есть синтезатор, но особенно детям из ДНР нравится петь под баян. С таким умилением его воспринимают! А сегодня, в День рождения Петра Великого, будет парад мод – подручными средствами сделаем костюмы петровских времен.
Конечно, забыть в одночасье все, что происходило в той, «военной» жизни детям нереально, тем более что некоторые из них потеряли близких.
– Они много пережили, и если кто-то из ребят загрустил, стал вспоминать страшные эпизоды или бомбежки, с ними сразу начинают работать наши психологи, – говорит Лолита Маниленко. – Вожатые тоже стараются их отвлекать. Некоторые только сейчас начинают понимать, что они на отдыхе и что не надо постоянно вздрагивать и бояться, что могут прилететь осколки или они услышат взрыв бомб, рев орудий.
В группе лагеря в соцсети близкие ребят могут посмотреть, как отдыхают их дети.
– Дочка мне написала: «Мама, тут очень тихо. Так непривычно», – рассказала «МК» мама 14-летней Маши из Донецка. – У нас бабушка погибла при бомбежке, а папа наш был ранен. К счастью, остался жив. У дочки в последнее время такая бессонница была, а теперь пишет, что «отрубается» в одну секунду, а утром ее вожатые не добудятся.
– Мы делаем все, чтобы дети, наконец, ощутили, что они дети, и очень хотим, чтобы детство у них было мирное и счастливое, – говорит Лолита Маниленко.
Когда закончится смена, детей развезут обратно по домам, и хочется верить, что кошмар, который они пережили до отдыха в лагере, в их городах и поселках больше не повторится – чтобы эта смена разделила их жизнь на «до» и «после». 23 июня откроется новая смена – в настоящее детство и тишину перенесутся 150 других ребят – из ЛНР.
– Мой внук окончил первый класс, но он уже все понимает: и что такое обстрелы, и что такое бомбежки, – рассказывает бабушка из Луганской области Татьяна Андреевна. – Он совсем маленький, худенький, но если предложат отдых в таком лагере, не задумываясь отпустим. Там ему будет спокойнее – и вес наберет, и, что такое настоящее детство, вспомнит.
А между тем у крымских родителей – другие заботы. Семьи-льготники жалуются, что в этом году многие из них не смогли получить социальные путевки в лагеря. Почему – понять не могут.
Это странно, потому что детей с материка в этом году едет меньше – родители боятся их отправлять на полуостров да и добираться неудобно, – говорит мама из Симферополя Елена. – Есть только платные, дорогие путевки, а бесплатных – нет. В Департаменте труда и соцзащиты мне ответили, что ведомство выдает то количество путевок, которое выделено по квоте, и в этом году оно сокращено вдвое. Детей-льготников больше, чем путевок, поэтому они достанутся не всем.
– Не знаю, как в других городах, но вот у нас в Севастополе родители берут соцзащиту буквально штурмом, – рассказала «МК» одна из многодетных мам. – Я работаю с утра до вечера, дети у меня еще недостаточно взрослые, чтобы круглые сутки без присмотра слоняться. Больше всего боюсь того, что они одни на море пойдут и в воду полезут. Но платить за троих детей из своего кармана я не готова!
– У нас ходят слухи, что в этом году деток из Мариуполя, Донецка и других городов отправляют в наши лагеря. Я думаю, им нужнее и важнее! – рассуждает мама-крымчанка Марина.