Как пояснил «МК» один из действующих специалистов авиаотрасли, основные положения документа остаются без изменений. В частности, уполномоченными органами по расследованию авиапроисшествий по-прежнему является Межгосударственный авиационный комитет (МАК) — он отвечает за расследование авиационных происшествий, а Росавиация, как и раньше, занимается расследованием авиационных инцидентов.
При этом, подчеркивает авиаэксперт, ИКАО (Международная организация Гражданской авиации) рекомендует, чтобы в стране и расследования авиапроисшествий, и инцидентов проводились одним и тем же органом. У нас в России эти рекомендации ИКАО, в том числе и в этом новом документе, по-прежнему не соблюдены.
Отвечая на вопрос, для чего потребовалось обновить правила авиарасследований, собеседник «МК» пояснил:
— Этот документ появился в связи с необходимостью расследовать авиапроисшествия, связанные с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Такие аппараты (исключая военных) сейчас все активнее используются различными гражданскими структурами, довольно часто летая над нашими городами и селами. Эти аппараты применяют для мониторинга газовых и нефтяных трубопроводов, линий электропередач, доставки грузов и почты, проведения земельных кадастровых измерений и проч. С каждым годом возможных вариантов назначения БПЛА становится все больше. Все это беспилотники весом от одного до нескольких десятков килограммов. Однако вновь принятый документ регламентирует расследование авиационных происшествия и инцидентов исключительно тех БПЛА, которые имеют вес более 30 кг. Все летательные аппараты меньшего веса вообще выпадают из-под действия новых правил.
Судя по всему, считает эксперт, это связано с тем, что сертификация БПЛА начинается от веса свыше 30 кг. Но ведь у нас используется масса дронов и гораздо меньшей массы. В связи с этим он приводит пример:
— Допустим, небольшой БПЛА летает над каким-то поселком, проводя кадастровые измерения. Что если такой аппарат вдруг упадет на чью-то дачу, пробьет крышу, или повредит электропроводку и устроит пожар? Будет ли это считаться авиапроисшествием и кто будет это расследовать, если летательный аппарат окажется весом менее 30 кг? Новый документ ответа на это не дает.
Президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников считает, что в перспективе нам еще только предстоит учиться расследовать авиационные происшествия с БПЛА. Весь мир уже идет по этому пути. В частности, на сайте своего агентства он приводит пример, когда в Англии во время полицейской операции — а это обычное дело и у нас — использовался дрон DJI Matrice 210 (M210) V. Когда поднялся сильный ветер, беспилотник «сдуло» — максимальный предел сопротивления ветру, установленный китайской фирмой-производителем DJI был превышен, видимость и связь с ним потеряны. В конце концов дрон упал на балкон жилого дома, где чуть было не травмировал людей.
Расследование этого эпизода проводилось Отделом по расследованию авиационных происшествий (AAIB). Выяснилось, что после взлета одна из двух батарей дрона отключилась, что привело к ограничению его максимальной скорости. Но в руководстве пользователя об этом ограничении ничего не говорилось. То есть оператор об этом ничего не знал.
Для участия в расследовании английские авиационные власти вызвали представителя фирмы-изготовителя дрона. По результатам совместной работы были сделаны изменения в конструкции аппарата. На дисплее контроллера оператора в момент превышения предела сопротивления ветру теперь появляется сообщение «Летайте осторожно, сильный ветер». «Хотя на самом деле, — считает Валерий Шелковников, — следовало бы предупредить о превышении предела по силе ветра и о том, что беспилотник должен приземлиться как можно скорее».
Следует заметить, что вес этого китайского дрона, наделавшего столько шуму, вовсе не 30 кг, а всего несколько сот граммов.