МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Михаил Делягин раскрыл план реформы образования «Будет 2 плюс 2 плюс 2"

Политик призвал вернуться к опыту СССР

Сейчас идет ожесточенный спор по поводу того, что должно произойти с нашим образованием, как средним, так и высшим, в ближайшем будущем. Чем импортозаместить ЕГЭ и Болонскую систему. Чем новые формы могут быть опаснее старых, рассказал известный экономист, заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по экономической политике, член научного совета при Совете безопасности РФ Михаил Делягин.

Фото: Геннадий Черкасов

Новый лидер ЛДПР Леонид Слуцкий считает, что оба термина - и «ЕГЭ», и  «Болонская система» должны немедленно уйти в прошлое. А в МГИМО совещаются, чем их заменить.

Но разрушить легко, а что взамен? Пока Рособрнадзор спит и видит, как внедрить в средней школе индивидуальные «портфолио», а в высшей школе вместо бакалавриата и магистратуры обсуждают модель «2+2+2»

- Надо возвращаться к тому, что было при СССР. Да, сегодня либералами широко распространяется бред о недопустимости даже попыток возврата к советской системе образования, - мол, СССР же погиб, - говорит Михаил Делягин. - Но и отказ от действующей Болонской системы при помощи усугубления, а не исправления её пороков, лишь ухудшит ситуацию.

- Чем чревато создание так называемой индивидуальной траектории обучения? Что это вообще?

- Вспомним, как было при СССР: два года вы в вузе получаете общие знания и потом ещё три года специализируетесь. Сейчас в Болонской системе четыре года бакалавриат и два магистратура, пропорция обратная. И, если вы не пошли на специализацию, вас через четыре года все равно выпускают - якобы с высшим образованием, иногда на уровне хуже ПТУ. 

Сейчас хотят перейти от "4+2" к системе "2+2+2". Оставить шесть лет, но еще сильнее раздробить элементы образования, снова снизив его качество.

Это может быть чревато окончательным убийством высшего образования.

- Почему?

- Высказываются разные мысли, как это будет, единого мнения пока нет. Но, насколько я это вижу, предполагается, что каждые два года студентов могут перетасовывать между факультетами и кафедрами, а они сами будут выбирать «индивидуальную траекторию» обучения, выбирать предметы, менять их, как хотят. При этом совсем не обязательно, чтобы те предметы, которые они выбрали, потом сложились в какие-либо разумные умения.

- А в дипломе что будет написано? Ведь, как я поняла, унифицированного образования не будет, и даже студенты одного курса могут прослушать разные лекции и сдавать разные экзамены?

- Обычная околесица. Скажем, в Питере есть такой факультет «Свободных наук и искусств», основанный Кудриным. Вот о чем это? Что напишут в его дипломе? Какую специальность? Мастерство самовыражения? Неважно, что написать. Какие предметы будут обязательны к сдаче - тоже абсолютно неважно. При том что молодой человек, скорее всего, еще и не в состоянии сам для себя эту траекторию адекватно разработать. Как правило, и преподаватели вуза на это неспособны, они попросту сами не знают, что требуется в итоге.

- В МГИМО по этому поводу как раз на днях и совещались.

- МГИМО иногда производит впечатление либерального вуза. Хотя, честно говоря, для преподавателей все эти изменения даже в плюс. С них вообще снимут всякую ответственность за студента. Одно дело, когда они обязаны предоставить определённый набор знаний, зафиксированный государством, и другой - когда никакого спроса нет. Ну, выбрал студент по специальности «международная юриспруденция» в качестве основных предметов «импрессионизм», «современную музыку» и «историю экологии». Так это его законное право.

- А платить как будут преподавателям, если на один популярный курс будут ходить сто человек, а на другой - три? Кстати, такое наблюдается и в некоторых зарубежных университетах.

- Думаю, у нас в некоторых вузах и так деньги на преподавателей выделяются по остаточному принципу.

И, наконец, третий и самый опасный момент, что какая-то часть предметов - называют "не менее 50%" - будет преподаваться дистанционно. Я вижу конкретно, чем это грозит. Когда студенты, которые у меня работают и одновременно учатся, во время трудового дня вдруг зависают, у них стекленеют глаза. То есть они в процессе работы вполуха слушали лекции, затем что-то их заинтересовало, и тогда они включились полностью, но на маленький кусочек времени, а потом опять выключились. Примерно так же они сдают экзамены. Знаю случай, когда студент ехал в такси и сдавал дистанционно сессию. Вы понимаете, какой уровень знаний мы получаем?

- А бюджет расходы на изменение Болонской системы потянет?

- Ничто не обходится государству так дорого, как идиоты вместо специалистов. Кстати, при переходе на Болонскую систему образования, расходы тоже выросли в разы, так как эта система гораздо более дорогая, чем специалитет.

- При этом количество бюджетных мест уменьшилось?

- Ну, это связано, скорее, не с Болонской системой, а со спецификой бюджетных процессов и алчностью некоторых ректоров.

- Но если мы обратно вернёмся к специалитету, это тоже встанет в копеечку?

- Если мы будем идти на поводу у либеральной образовательной бюрократии, конечно, любое движение будет сопровождаться кратным увеличением расходов. Но, если заняться аудитом, то, я думаю, все будет в порядке.

- И еще один вопрос - ваше отношение к возможной отмене ЕГЭ? Оставят ли экзамены или вместо них будет так называемое «цифровое портфолио» - что это вообще? Отсканированные грамоты на флешке? Характеристики? Оценки за все одиннадцать лет?

- Грамоты - это хорошо, но что в него в результате войдет, будут решать чиновники, в том числе, не исключено, из ювенальной юстиции. Я как работодатель внимательно читаю поступающие резюме, мне интересно, что эти люди из себя представляют. И если там будет подробное описание того, как соискатель в пятом классе разбил стекло, - не важно, что это было пятнадцать лет назад - пожалуй, я еще подумаю, взять мне его на должность или нет.

- «Да, в жизни мне не повезло, однажды я разбил стекло», - как написала Агния Барто про мальчика, за которым всю жизнь тянется шлейф одного неблаговидного поступка.

- Очень может быть. На самом деле «цифровое портфолио» - вещь опасная. Это может быть полное досье на человека, то есть его нарушение права личности на частную жизнь.

- К сожалению, у нас что ни придумай - получится коррупционная схема, в случае с портфолио, начиная с создания и сопровождения информационных систем, хранящих и обслуживающих данные, заканчивая торговлей судьбами детей с помощью инструментов манипуляции сведениями об их прошлом. Ну неужели такое портфолио и правда заменит выпускные экзамены? А проверка знаний как же?

- Я считаю, что этого допустить ни в коем случае нельзя, тем более, «цифровое портфолио» и переписывать можно будет задним числом, как это, говорят, порой происходит с электронными дневниками в школах. Нужно не мудрствовать лукаво, не изобретать заново колесо, а вернуть то, что было при СССР - обычные экзамены на аттестат зрелости, и будет всем счастье.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах