От Изюма что до Харькова, что до российской границы – расстояние почти равное, чуть более 100 км. Однако ситуация в этих двух городах различается сильно. По Харькову продолжаю прилетать снаряды, а в очередях за гуманитаркой то и дело вспыхивают драки. Изюм же начинает привыкать к мирной жизни. Не без проблем, конечно.
Местная администрация Изюма выпустила для жителей первый номер печатной газеты на русском языке под названием «Изюмский Телеграфъ». Одна из главных новостей – новым главой избран Владислав Соколов.
Соколов – бывший милиционер. После службы некоторое время заведовал сектором банковской безопасности в «Ощадбанке», в 2020 году баллотировался на должность городского главы от партии «Наш Край», но проиграл действующему мэру Валерию Марченко.
В начале СВО Марченко пропал, найти его жители не могли, как позже выяснилось – бежал на Запад с первой колонной беженцев. И уже в апреле, совместно с активистами Юрием Шевченко и Алексеем Худяковым, Владислав Соколов поднял над зданием городской администрации российский триколор. Новый мэр поблагодарил избирателей за поддержку и объявил приоритетной задачей восстановление города, а также налаживание связей с Российской Федерацией.
По словам Соколова, Украина отключила город от электричества и газоснабжения, а также лишила мобильной связи. Ощущаются перебои и с водой. «Изюмский водоканал» даже попросил жителей города прекратить полив огородов. Теперь Изюм ждёт, когда будет запущена новая ЛЭП, проложенная из России. Жителям обещают сниженные коммунальные платежи.
«С водой и газом в городе большие проблемы, - рассказал «Московскому Комсомольцу» изюмчанин Евгений, - И когда они будут – не ясно. С продовольствием нормально. В городе работает базар, все продукты есть, но цены сильно выросли.»
— Сколько стоят, к примеру, главные товары – хлеб и соль?
— Про соль не смотрел, батон хлеба стоит 25 гривен (52 рубля ), селёдка – 180 гривен (378 рублей)
— Поступает ли гуманитарная помощь?
— Периодически привозят. Раздают бесплатно еду, хлеб. Но многие люди сейчас живут за счёт своих огородов, особенно те, кто в области.
— А выехать из города сейчас возможно?
— Не впускают и не выпускают никуда, кроме Купянска.
Изюм перешел под полный контроль российских войск в апреле. Хотя ВСУ старались отбить город, ничего из этого не вышло. Он хоть и пострадал, но жизнеспособен. Окрестным деревням и сёлам повезло меньше. В той же Яцковке ВСУ занимались подрывом домов с целью навести страх на местных жителей. Сейчас деревня находится в разрушенном состоянии.
«Нет света, газа, связи. Магазин сгорел. Ничего не работает», - описали в соцсетях жители Яцковки состояние деревни. Но главное, о чем переживают жители – их дальнейшая судьба никому не известна. Если ДНР и ЛНР, и даже Херсонская и Запорожская область примерно представляют, что с ними будет дальше, то небольшой Изюм, через который в XVI веке проходила граница между Русью и татарским ханством, пока не понимает, какова его дальнейшая судьба.