МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Родители детей с аутизмом поделились опытом их трудоустройства

Брать на работу «особенных» оказалось выгодно и ребятам, и самим компаниям

Когда родитель узнает, что у его ребенка расстройство аутистического спектра (РАС), это всегда шок. Конечно, папы и мамы всячески поддерживают своего малыша: помогают с социализацией, посещением школы и даже получением среднего образования. Но что делать дальше, когда ребенок повзрослел? Мы решили рассказать истории Алексея, Алины, Петра и многих других ребят, которые нашли свое место в жизни.

Алена. Фото: Из личного архива

«Скоро буду кататься на велосипеде»

— В детстве Леша учился в обычной школе. Больше всего дружил с одноклассником Петей — они, кстати, до сих пор общаются, — рассказывает мама Алексея Светлана. — Учиться ему нравилось, занятия старался не пропускать. Правда, ему было сложно самостоятельно добираться до школы (она находилась далеко от нашего дома), но мы с мужем помогали, и он справился. После школы он окончил техникум по специальности штукатур, но из-за отсутствия опыта работы не смог трудоустроиться по специальности.

С января Леша трудится на огромном местном стадионе. Каждое утро спешит на работу, где его принимают и понимают. Где ему рады.

— Работать на стадионе ему понравилось с первого дня, — говорит мама. — Он отлично ладит с коллективом. Замечаю, что он стал более самостоятельным и общительным. Ему нравится что-то покупать на свои заработанные деньги.

— В первый день я немного волновался, переживал, — вспоминает Алексей. — Сейчас хожу на работу с удовольствием. Мне нравится собирать мусор, убирать снег, чистить трибуны. А еще я коплю на велосипед. Осталось накопить 7 тысяч — и буду кататься.

Перед работой Алексей встречается с другими ребятами у метро, и они вместе приходят на стадион. Начальница отмечает, что Леша очень ответственный: каждый день сообщает ей по ватсапу, что закончил работу, а по утрам пишет, что пришел.

— Он ничем не отличается от других, и отношение к нему такое же — никаких снисхождений, — говорит его начальница. — Если накосячил — ругаю всерьез, как всех. Если все хорошо сделал — хвалю. Он быстро влился в наш коллектив. Попросил добавить его в рабочий чат. После Леши работать сюда пришел еще один парень с аутизмом, Дима. А в марте у нас появилась Аленка…

«На первую зарплату купила качели»

— Первые признаки аутизма у дочки мы начали замечать в раннем детстве, — рассказывает мама Алены Ирина Александровна. — Она поздно начала ходить. Однажды она сидела на диване, а по телевизору шла реклама сыра. Вдруг она начала рыдать буквально до посинения, биться головой. Как только я выключила телевизор — сразу успокоилась. Тогда я поняла, что с дочкой что-то не так. Еще один случай произошел, когда я учила Алену рисовать. Мы держали кисточку рука в руке, макнули ее в красную краску и начали раскрашивать кружок. Как только она увидела красный цвет, сразу начала плакать. Я поняла, что она боится этого цвета... Но мы надеялись, что все пройдет, как только Алена пойдет в детский сад и будет общаться в группе с другими детьми.

Увы, эти ожидания не оправдались. Когда девочка пошла в садик, стало понятно, что она отличается от других детей.

— Она не сидела на занятиях, а бегала кругами, — говорит мама. — Она никак не взаимодействовала с другими детьми, просто их не замечала. Алена жила в своем мирке. После консилиума ей поставили диагноз «ранний детский аутизм».

С первого по четвертый класс Алена училась в обычной школе (сначала в одной, потом в другой). Затем родители перевели ее в Центр образования детей, в коррекционный класс, но через два года этот Центр закрылся.

— Нам пришлось обратиться в школу по месту жительства, мы перешли на индивидуальное обучение, — рассказывает мама. — Первое время педагоги боялись с дочкой заниматься, так как у них не было опыта обучения таких детей. Но нам очень повезло — учителя оказались замечательные. Ей очень нравилось учиться, и она легко усваивала материал.

Как и многим людям с РАС, общаться со сверстниками Алене было не особо интересно. Коммуникация ограничивалась лишь тем, что она могла подойти и спросить: «Как тебя зовут?» или «Как дела?», и на этом общение заканчивалось.

После школы Алена окончила Нижегородское училище-интернат, получив профессию художника росписи по дереву. Там, по наблюдениям мамы, она стала более раскрепощенной, начала общаться с другими ребятами с ограниченными возможностями — переписывалась с ними, узнавала у них домашнее задание. Все закончилось, когда она покинула стены училища…

— Когда она получила диплом, мы стали задумываться о поиске работы. Но, увы, по специальности ничего не нашли, — говорит мама Алены.

Родители узнали о проекте по сопровождаемому трудоустройству. Девочке предложили работать мерчендайзером в магазине ИКЕА — проверять сроки годности товаров. Ей это очень понравилось, но, увы, вскоре магазин закрылся. Так и появилась у нее новая работа — в клининговой компании.

— Перед первым рабочим днем дочка волновалась, размышляла, как ее там встретят. Но когда вернулась домой, рассказала, что там здорово и что все «хорошие и добрые», — говорит мама. — За время работы Алена сильно изменилась: стала очень общительной, всё нам рассказывает, ничего не скрывает. Даже делится, о чем общается с коллегами! При этом она никогда не хвастается своими успехами.

А еще Алена стала более самостоятельной: теперь она всегда планирует свой день заранее: смотрит, какая будет погода, и думает, что завтра наденет, что нужно взять с собой.

— Я убираюсь в кабинетах и санузлах, мою пол в лифтах и коридорах, протираю сиденья в чаше стадиона, собираю мусор в мешки и отношу в помещение уборочного инвентаря, — увлеченно рассказывает Алена. — Больше всего мне нравится мыть туалеты. Шваброй я мою пол, а унитаз брызгаю специальным средством и протираю тряпочкой. Я встаю в пять утра, и мне не трудно так рано просыпаться. Здорово, что после работы можно сходить погулять.

— А как отношения с коллегами?

— На работе больше всего общаюсь с Оксаной, мы разговариваем о рабочих делах.

Алене очень нравится ее работа, она поделилась, что уже получала зарплату и потратила ее на покупку качелей, которые они с семьей поставили на даче.

— Дачу мы купили совсем недавно, и я мечтаю ее преобразовать, чтобы мы могли там все вместе жить, — рассуждает девушка.

Для таких людей, как Алена, найти любимую работу огромное счастье. А уж как отрадно родителям видеть счастливым своего ребенка!

Выполнив работу, обстоятельная девушка скидывает начальнице фотоотчет с припиской «готово». Кстати, рабочий день здесь укороченный — чтобы не уставали. Сначала определились, что будут работать с 8 до 12 часов, потом рабочий день увеличили до 14. Но Аленке так понравилось, что она сразу перешла на более длинный график — до 16.00. Справляется отлично.

Обошел вокруг стола — и снова работать

Петру из Санкт-Петербурга 19 лет, он живет с родителями, у него есть братья-сестры. Получив среднее специальное образование, пошел в колледж, где ему предложили отучиться либо на повара, либо на столяра. Решил, что «делать деревянные детальки» интереснее. Но в итоге не понравилось.

Парень прошел месячную стажировку, где ему рассказали о понятиях дресс-код и регламент, об обязательствах работодателя и работника, о законах. Показали разные виды труда: отпаривание, работа с платами, сортировка одежды.

Даже когда ребятам делали перерыв, все уходили пить чай, а он вставал, обходил пару раз вокруг стола и снова садился: мол, формально отдохнул, можно продолжать. —Правда, работать с медными платами у него не очень получалось. Он парень очень педантичный, ему нужно все несколько раз перепроверить, и на этом он «замедлялся». О том, насколько он аккуратный, можно судить по такой истории. Петр хотел работать с ножом, но его сразу предупредили, что все нужно делать аккуратно, иначе можно поцарапать стол. И он отказался. Все думали, что он просто не умеет обращаться с ножом, а оказалось, что дело вовсе не в этом. Петр испугался, что случайно испортит стол.

Петр. Фото: Из личного архива

Но позже Петр перестал «замедляться». Для него ввели правило: если возникла сложность в работе и не можешь с ней справиться за одну минуту, ты должен обратиться к бригадиру за помощью. Он стал сам подзывать бригадира, и в итоге работа пошла быстрее.

Отлично пошла и стажировка на внутренней площадке, где Петру нужно было развешивать вещи и проверять, нет ли на них каких-то изъянов.

В итоге за три дня он стал делать работу на 50 минут быстрее того, что делал вначале. И ему предложили вакансию.

Сейчас парень работает в центре выдачи товаров благотворительного магазина. Хотя он пока еще все делает не так быстро, как другие сотрудники, руководство им довольно, отзывы хорошие.

— Мои обязанности — смотреть брак одежды. Если пятна, дырки или катышки — такую одежду откладываю. У меня хорошо получается это определять, — увлеченно рассказывает Петр. — Работа изменила мою жизнь, она меня радует, я там взбадриваюсь. Это большой позитив!

Петр не особо общается с коллегами, но говорит, что они ему нравятся. Он им улыбнется, они ему в ответ — это для него своего рода общение. Кстати, он часто вспоминает товарищей, с которыми вместе стажировался.

А еще есть 24-летний Саша, который трудится в зоопарке — убирает вольеры, протирает обогреватели, моет стекла. А еще есть 23-летняя Юля, которая регистрирует на почте посылки, сортирует и возвращает письма по сроку хранения и раскладывает товары. И 24-летний Сергей, который работает в библиотеке — ухаживает за цветами, моет зеркала и стеклянные двери, протирает поверхности и дезинфицирует канцтовары… Практика показывает, что люди с аутизмом или интеллектуальными нарушениями могут внести большой вклад в развитие общества и бизнеса практически любого сектора.

Это выгодно и сотруднику, и бизнесу

Подробнее о том, как найти себя человеку с аутизмом, нам рассказал невролог Святослав Довбня.

— Какие рабочие навыки нужно освоить человеку с РАС, чтобы трудоустроиться?

— Навыки, необходимые для туровых операций, у таких людей могут быть самыми разными — у кого-то они могут значительно опережать средние показатели, у кого-то, наоборот, могут быть развиты слабее. Люди с аутизмом работают во всех индустриях, на самых разных позициях (взять хотя бы Илона Маска). Тут речь скорее не о конкретных рабочих навыках, а об определенных условиях, которые могут быть связаны как с самим человеком, так и с рабочим местом, его отношениями с окружающими. Мешает всем обычно одно и то же: сложно устроиться на работу, если вы не соблюдаете социальных границ, не умеете о себе рассказать, представиться, не знаете, как держать социальную дистанцию. Это так называемые мягкие навыки — неписаные. Успешные проекты по трудоустройству людей с аутизмом направлены не на то, чтобы научить, как пользоваться компьютером (этому и в школе, и на работе научат), а на то, как себя подать, как удержаться в коллективе. Иными словами, на адаптивные навыки, связанные с социальным контекстом и коммуникацией.

Доехать до работы, пройти интервью — все для человека с аутизмом непросто. Для этого и требуются консультанты, инструкторы по сопровождаемому трудоустройству. Но очень важны усилия и со стороны работодателя: к такому сотруднику нужен особый подход.

— Например, человек с аутизмом трудно воспринимает большое количество речи и словесных инструкций — для него нужно дополнительно делать ясные и визуально понятные указания, — поясняет Святослав. — Он учится «не ушами, а глазами». И если бизнесмен так делает, если создает комфортную и понятную коммуникативную среду, зачастую улучшается и работа компании в целом.

— А где могут работать люди с аутизмом?

— В самых разных местах, и это не обязательно ручной труд. Одни работают в IT-индустрии, обучая искусственный интеллект, кто-то работает в клининге, третьи — в логистике или в ретейле на сортировке и расстановке товара. Все это разные истории, но объединены они одним: чтобы он удержался, нужно, с одной стороны, помочь коммуникации человека с РАС и с другой — помочь бизнесу подстроиться под такого сотрудника, понимать его и принимать. А еще дополнительно нужны налоговые льготы для организаций, нужна система сопровождения (у нас в стране ее пока нет). Нужно показать обществу успешные модели сопровождения трудоустройства таких людей.

Как поясняет Святослав, иметь больше сопровождающих на пользу самому государству.

— Для некоторых зарубежных стран это большая часть валового продукта. Человек трудоустроен и зарабатывает. Человек, который ведет его сопровождение, тоже трудоустроен. Такие эффекты друг с другом плюсуются и образуют экономические выгоды.

Эксперт отмечает, что трудоустройство людей с аутизмом тесно связано с умением бизнесмена видеть в этом свою выгоду, подстраивать свои рабочие процессы под особенности самых разных людей. И тогда будет польза и компании, и «особенному» сотруднику.

Работодателю стоит знать, что у сотрудников с аутизмом есть очень сильная сторона — это склонность к систематизации, порядку. Такой работник все сделает аккуратно и точно. А еще честность и искренность. Аутичному человеку очень сложно врать: например, если обычный сотрудник может пропустить работу и придумать отговорку или принести «левый» больничный, человек с аутизмом так не сделает, и это выгодно для бизнеса. Правда, такая честность иногда может выйти боком. Например, услышав, как все в курилке говорят, какой начальник дурак, сотрудник с РАС может абсолютно искренне поделиться этим с боссом: «Ребята говорят, что ты дурак. Что же ты не поумнеешь?» И выгонят, к сожалению, его, а не того, кто в курилке судачил.

Исполнительные и надежные

— Много людей с аутизмом хочет устроиться на работу?

— Исследования показывают, что подавляющее большинство людей на нашей планете хотят работать. Нам всем очень важно что-то создавать, и человек с аутизмом не исключение, — поясняет Святослав Довбня. — Работать люди с аутизмом хотели всегда, но возможностей было намного меньше. Про аутизм раньше никто не знал, этот диагноз только сейчас начинивают ставить в России, и это дает возможность помощи. Сейчас таких людей выявляется в разы больше — многие взрослые впервые узнают о том, что у них аутизм. Представляете, на весь пятимиллионный Питер такой официальный диагноз есть только у 15 человек.

— Какие диагнозы обычно ставили вместо аутизма?

— И шизофрению, и умственную отсталость. Иногда просто заключали: «избалованный», «странный» или «больной», или давали инвалидность по общим заболеваниям. Люди 30–40 лет и старше длительное время жили без возможности работать, и для них и их семей это важный новый шаг.

За рубежом на работу аутичных людей берут и крупные банки, и аптечные сети (например, чтобы контролировать срок годности лекарств), а, например, в Великобритании они часто трудятся на почте. Зачастую их работа может быть не связана с клиентским обслуживанием или с заданиями, требующими гибкости в принятии решений. Это скорее те виды работ, где требуется концентрация внимания, аккуратность: сличение, каталогизация, прокладка маршрутов, составление баз данных, уход за растениями, уборка.

— Много времени уходит на адаптацию к новой работе?

— Это зависит от конкретного человека и от того, какая работа была у него до этого. Если молодой человек или девушка учились в инклюзивной школе (тем более если там была хорошая профессиональная подготовка), их шансы трудоустроиться и удержаться на работе выше; но инклюзивных школ пока очень мало. После спецшколы шансов получить работу меньше. А после длительного проживания в психоневрологическом интернате человека вообще очень сложно трудоустроить...

— Часто ли случается, что молодой человек с РАС уходит с новой работы: не получается, не выдерживает и так далее?

— Исследования показывают, что примерно 30% возвращаются, и с ними приходится работать заново, но это все равно считается хорошим показателем. Но ведь и мы с вами не сразу находим подходящую для нас работу. Люди на то и люди.

— А по чьей инициативе чаще происходит увольнение?

— По-разному. Бывает, работодатель говорит: «Мы не справляемся, слишком много сил уходит на адаптацию, давайте остановим программу, ищите другое место». А бывает, что адаптация прошла удачно, но у сотрудника не получается все делать так, как хочет работодатель. Или же ему не нравится работа, не подходит по его внутреннему графику, он устает: «Не знал, что нужно много часов сидеть за компьютером — глаза болят». Нередко бывают и ситуации, когда коллектив не принимает сотрудника с РАС. Начинают буллить, обижать, насмехаться, и работать становится невыносимо. Впрочем, мы все на работе разное видим: не всегда наши коллеги добрые и пушистые. Бывает, и сам человек с РАС имеет скверный характер — аутизм может проявляться так, что с человеком нелегко находиться рядом.

Чтобы все получилось, необходимо повышать уровень толерантности всех, кто работает в компании. Если это получается, то в организации появляется ответственный и хороший работник. Для работодателя такой сотрудник подарок. Исследования показывают, что у большинства людей с РАС нет завышенных требований, они реже недовольны уровнем получаемой зарплаты, и в целом они надежные и исполнительные работники. В общем, если получается найти баланс между потребностями человека и потребностями бизнеса, выигрывают и человек, и компания.

— Легко ли найти компанию, готовую взять человека с аутизмом?

— Вы удивитесь, но довольно часто работодатели сами к нам приходят и предлагают сотрудничество, — поясняет Святослав. — Говорят: «Мы не хотим только про деньги. Хотим, чтобы мир изменился в лучшую сторону».

СПРАВКА "МК"

Аутизм — комплекс расстройств, которые выражаются в трудностях с коммуникацией и в атипичных моделях поведения. Детский аутизм сохраняется на долгие годы, при этом его симптомы могут как усиливаться, так и ослабевать (в последнем случае — если с ребенком занимается специалист). Если черты аутизма возникли во взрослом возрасте, они не всегда сильно заметны, и их можно спутать с депрессией или с неуживчивым характером.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах