Вице-президент по управлению социального развития «Автотор» Вадим Бобрович прокомментировал ситуацию.
- Это наш первый опыт раздачи земли, - говорит Вадим Бобрович. - На предприятии всегда существовал широкий пакет социальной поддержки работников. Раньше он был монетизирован. Сегодня обстановка такая, что больше нет возможности всё монетизировать. Поэтому родилась идея с участками.
У нашего агрохолдинга, который входит в состав «Автотора», есть пахотные и плодородные земли, которые решили раздать людям, чтобы те смогли собирать урожай той же картошки.
К тому же наши сотрудники сейчас в отпусках. У них есть время активно заниматься землей, облагородить ее, да и себя занять физическим трудом.
Землю мы предварительно подготовили - пробороновали и вспахали. Людям осталось только посеять семена, а дальше все в заботливых руках природы.
- Кроме картошки, что еще можно выращивать?
- Свекла и подобные культуры вполне могу плодоносить. А вот огурцы там вряд ли пойдут.
- Если люди захотят поставить парник, возможно?
- Нет, парники и домики ставить запрещено. Земля может использоваться только по прямому назначению - для посадки и снятия урожая.
- Участок дается человеку навсегда?
- Договор аренды до пяти лет. На протяжении этого времени сажай, снимай урожай, пользуйся. Потом – всё.
- Вы раздали 168 участков, тогда как людей на предприятии больше 3000. Значит, кому-то не досталось?
- 168 участков находят только в поселке Холмогоровка. 94 участка планируем выделить в другом месте. Перед раздачей участков мы проводили опрос. Некоторые отказались от земли, потому что у них есть собственный участок. Кто-то-то просто не проявил интерес, мол, картошку я себе всегда куплю. Не буду скрывать, я взял себе участок, но думаю, вряд ли наступят времена, когда я не смогу позволить себе купить 2-3 кг картошки. Один мой подчиненный тоже не отказался от участка, потому что у него большая семья, внуки, дети. Не исключаю, что некоторые люди захотят на продаже картошке заработать копеечку. У всех разные мотивы.
- Как проходила жеребьевка участков?
- Руководство поставило задачу максимально прозрачно провести лотерею. Создали разношёрстную рабочую группу, начиная от администрации компании, заканчивая профильным подразделением - представитель профсоюза, молодежи, ветеранов. Лотерею провели честно, в предвзятости и некорректности никого нельзя обвинить. Получился игровой момент и прозрачный, чтобы не было обиженных.
- Наверняка, все равно, обиделись те, кому не достался участок?
- Сущность человека всегда оставаться чем-то недовольным. Кто-то недоволен тем, что нельзя теплицу поставить. Кому-то участок достался чуть дальше, чем соратнику по цеху. Но пока жалоб не поступало.
- Охранять участки с картошкой будут?
- Земельный участок - не целина, у него есть собственник, который несет ответственность за сохранность. Все будет охраняться.
- Туалет поставите?
- На каждом участке туалета не гарантируем, но один на всех планируем поставить. Пока мы только колышками красиво обозначили границы участков.
- Сотрудники предприятия высказывали недовольство? Кого-то ведь отправили в неоплачиваемый отпуск.
- У большинства все-таки оставался оплачиваемый отпуск. Если такая ситуация продлится дольше, то людей придется отправлять в неоплачиваемые отпуска, и обстановка может накалиться. Но таковы обстоятельства. Хорошо, что-то платят и не увольняют. Поэтому терпим, терпим.
Мы опросили некоторых сотрудников предприятия.
Екатерина: «Я ничего о розыгрыше участков не слышала. Дополнительно не сообщали. Может, пропустила. Но знаю, что в регионе уже многие компании дают участки для посадки картошки вместо денег».
Алексей: «Мне кажется, что участки получили только руководство и их родственники. Но могу ошибаться. Просто из моих знакомых, обычных рабочих, никому земля не досталась. Возможно, не повезло. Люди сейчас в панике. В загашнике ни у кого лишних денег нет. Да и с чего откладывать? Зарплаты обычного рабочего, который стоял на комплектации, составляла порядка 25-30 тысяч рублей. На сборке получали 32-40 тысяч. Если завод не откроется в конце мая, жить людям будет не на что».