– Мой сын ходил на уроки Кембриджского английского при своей средней школе, – рассказала «МК» мама семиклассника Татьяна Лыкова. – Экзамен по окончании очередной ступени должен был сдавать в мае, но его отменили. Педагог сказала, что организаторы перенесли сдачу на осень, но точная информация будет только месяца через полтора. Возможно, они вообще закроют свой проект в России. Если так – заниматься дальше мы не будем, ведь сын учился именно ради этих экзаменов, с перспективой поступить в языковой вуз. А на уровне школьной программы язык он и так знает.
В одной из сетевых языковых школ английского в Петербурге, которая готовила учеников к сдаче экзаменов по международным системам IELTS и TOEFL, признались, что из-за отмены этими организациями экзаменов в России некоторые ученики буквально атаковали их звонками и сообщениями, полными возмущения.
– Результат IELTS и TOEFL часто требуют, если вы планируете работать за границей, он нужен при поступлении почти во все англоязычные вузы, – пояснила педагог школы Елена. – Теперь клиенты предъявляют нам претензии: мол, зачем они весь год тратили время и деньги на обучение? Мы объясняем, что стали такими же жертвами обстоятельств, как и они, и если им надо сдать экзамен срочно, это можно сделать в тех странах, куда россиян пока еще пускают. Например, в Сербии, Турции, Грузии. Цена – от 16 до 20 тысяч в пересчете на российские рубли, в зависимости от страны. Но сейчас не у всех есть средства на поездку за границу... Некоторые решили выбрать другую профессию – не связанную с зарубежными контактами. У меня в группе из шести человек двое бросили занятия по этой причине еще в начале апреля.
В четырех опрошенных «МК» школах английского, немецкого и французского подтвердили, что желающих записаться на новый поток сейчас меньше, чем было в прошлом году. Потенциальные клиенты выжидают, как будет развиваться политическая ситуация. При этом в детском сегменте спад спроса на языки «недружественных» стран намного заметнее.
– Родители теперь больше ориентированы на другие направления – информатика, IT-технологии. В следующем учебном году у нас будет однозначно меньше языковых групп дополнительного образования и будет больше программ по химии, робототехнике, компьютерным технологиям, – рассказала «МК» завуч одной из средних школ.
Отток учеников пока еще не так заметен на курсах, где языки преподают носители. В одной из таких школ «МК» заявили, что спрос на занятия с иностранцем даже несколько увеличился. Видимо, такой вариант актуален для тех, кто собирается навсегда уехать из страны, однако будут ли занятия с носителями востребованы и дальше, неизвестно. Все дело в том, что педагоги-иностранцы уже начали отказываться от работы в наших языковых школах.
– У нас ушла половина учителей-носителей немецкого, примерно треть учителей французского, англоговорящие педагоги пока держатся, но оптимизма у них все меньше, – признались в отделе маркетинга одной из школ английского в Москве.
– Они ушли по политическим причинам?
– Нет. Все они говорят, что образование вне политики, но большинство живет за границей и работают дистанционно. Пока нам удалось перевести им деньги со счета на счет, но поскольку их оплата зафиксирована в рублях, при конвертации по факту им пришло меньше, чем обычно. Конечно, они недовольны.
– У нас педагогов-носителей работает очень много, а уволилось всего несколько, так что в плане обучения это погоды не делает, но вот с оплатой – проблема, – рассказали в еще одной онлайн-школе. – Наши преподаватели живут в Англии и США, но у многих были российские банковские карты, полученные еще в прошлые годы, во время их приезда в Россию. Зарплату мы перечисляли на них. Теперь наши карты у них не работают. Так что пока иностранцы занимаются с нашими учениками фактически на свой страх и риск: мы пока еще не придумали, как будем переводить им деньги.
Ученица одной из языковых школ в Санкт-Петербурге Евгения поделилась с «МК» причиной, по которой бросила обучение:
– Мне 42 года, я занималась с учителем Биллом из Калифорнии и была очень довольна. В конце марта он перестал сотрудничать с нашей школой, и мне дали другого педагога – россиянку, которая 20 лет преподавала английский в МГУ. Но я не могла с ней заниматься! Грамматику она преподает неплохо, но у нее просто ужасный акцент, а я уже привыкла к чистой американской речи. Половину из того, что она мне говорит, я не понимаю. Как-то и желание учить язык теперь прошло. Это какое-то возвращение в школьные советские годы, когда от уроков английского нас воротило.